 |
9 ноября 2001 года N 303-01-ЗМО
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН
ОБ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Мурманской областной Думой 24 октября 2001 года
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Мурманской области устанавливает общий порядок управления государственной собственностью Мурманской области и определяет компетенцию органов государственной власти Мурманской области в сфере управления государственной собственностью Мурманской области.
2. Государственной собственностью Мурманской области является имущество, принадлежащее на праве собственности Мурманской области как субъекту Российской Федерации (далее - областная собственность, имущество Мурманской области).
3. Под управлением областной собственностью в настоящем Законе понимается осуществляемая от имени Мурманской области и в интересах ее населения деятельность органов государственной власти Мурманской области по реализации в пределах их компетенции правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в областной собственности.
4. Настоящий Закон распространяется на правоотношения, возникающие при осуществлении Мурманской областью правомочий собственника в отношении государственных ценных бумаг, земельных участков, участков недр, природных ресурсов и природных объектов, библиотечных, архивных и музейных фондов, памятников природы, культуры или искусства, объектов интеллектуальной собственности и информационных ресурсов.
Настоящий Закон не распространяется на правоотношения, возникающие при осуществлении права собственности в отношении средств областного бюджета, внебюджетных и валютного фондов Мурманской области.
5. Разграничение государственного имущества, расположенного на территории Мурманской области, на федеральную и областную собственность, передача объектов федеральной государственной собственности в областную собственность осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Передача объектов государственной собственности в собственность муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Статья 2. Цели, задачи и принципы управления областной собственностью
1. Основной целью управления областной собственностью является обеспечение эффективного использования имущества Мурманской области и увеличение на этой основе доходов областного бюджета.
2. Достижение основной цели управления имуществом Мурманской области обеспечивается путем решения следующих задач:
создание и эффективное взаимодействие системы органов, осуществляющих право собственности в отношении имущества Мурманской области;
обеспечение учета имущества Мурманской области и регистрации прав на него;
обеспечение постоянного контроля за использованием областной собственности.
3. Управление областной собственностью осуществляется в соответствии с принципами:
законности;
подотчетности и подконтрольности;
гласности;
целевого использования имущества;
экономической обоснованности совершения сделок с имуществом Мурманской области;
обеспечения условий для развития конкуренции при совершении сделок с имуществом Мурманской области.
Статья 3. Состав областной собственности
1. В областной собственности находятся средства областного бюджета, средства внебюджетных и валютного фондов Мурманской области, а также иное движимое и недвижимое имущество, созданное, приобретенное за счет средств областного бюджета, средств внебюджетных и валютного фондов Мурманской области и отнесенное в установленном действующим законодательством порядке к областной собственности, а также поступившее по иным предусмотренным законом основаниям, а именно:
земельные участки, участки лесного фонда, участки недр, водные объекты и иные природные ресурсы и природные объекты;
здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, в том числе недвижимые памятники истории и культуры;
имущество органов государственной власти Мурманской области, областные государственные унитарные предприятия (далее - унитарные предприятия), областные государственные учреждения (далее - учреждения);
акции и иные ценные бумаги;
доли в общей собственности;
государственные архивы, библиотечные и музейные фонды;
объекты социально - культурной сферы, включая исторические и культурные ценности, в том числе недвижимые памятники истории и культуры;
нематериальные объекты собственности, созданные или приобретенные на средства Мурманской области (интеллектуальная собственность, информационные ресурсы и другие объекты собственности);
автомобильные дороги общего пользования (за исключением федеральных и муниципальных автомобильных дорог);
иное имущество.
2. Средства областного бюджета и иное имущество Мурманской области, не закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, составляют казну Мурманской области.
Статья 4. Учет имущества Мурманской области
1. Имущество Мурманской области подлежит учету на основе ведения специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области и сводного реестра имущества Мурманской области.
2. Органы исполнительной власти Мурманской области, ответственные за ведение специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области, указанным в статье 3 настоящего Закона, и сводного реестра имущества Мурманской области, определяются Правительством Мурманской области (далее - Правительство области).
3. Пользователями данных сводного реестра имущества Мурманской области и специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области являются Мурманская областная Дума (далее - областная Дума), органы исполнительной власти Мурманской области и федеральные органы исполнительной власти (на безвозмездной основе), иные юридические и физические лица (за плату, размер которой устанавливается Правительством области).
4. Порядок ведения сводного реестра имущества Мурманской области и специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области и взаимодействия органов исполнительной власти Мурманской области при составлении сводного реестра имущества Мурманской области устанавливается постановлениями Правительства области, принимаемыми в соответствии с настоящим Законом.
5. Имущество Мурманской области, не внесенное в реестр, не может быть отчуждено или обременено.
Владельцы имущества Мурманской области, не внесенного в реестр, не могут участвовать в инвестиционных проектах, осуществляемых Правительством области, получать субсидии из областного бюджета и финансовые гарантии Правительства области.
Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Статья 5. Субъекты управления и распоряжения имуществом Мурманской области
1. От имени Мурманской области права собственника могут приобретать и осуществлять органы государственной власти Мурманской области в рамках их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. Субъектом, приобретающим и осуществляющим от имени Мурманской области имущественные права и обязанности, является Правительство области.
2. В соответствии с настоящим Законом субъектами управления и распоряжения имуществом Мурманской области являются Правительство области, уполномоченный орган по управлению имуществом, специализированное учреждение по продаже имущества Мурманской области, иные органы исполнительной власти Мурманской области, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) Мурманской области.
Функции уполномоченных органов по управлению имуществом Мурманской области могут осуществляться территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими управление соответствующими видами объектов государственной собственности Российской Федерации на основе соглашений, заключаемых между Правительством области и федеральными органами исполнительной власти.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом Мурманской области и законами Мурманской области, по специальному поручению Правительства области государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане могут осуществлять отдельные полномочия по управлению имуществом Мурманской области от имени органов исполнительной власти Мурманской области.
Статья 6. Полномочия областной Думы в сфере управления областной собственностью
1. Областная Дума обеспечивает законодательное регулирование и контроль за соблюдением установленного порядка управления областной собственностью.
2. Областная Дума:
устанавливает порядок управления и распоряжения областной собственностью, в том числе долями (паями, акциями) Мурманской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм;
в соответствии с требованиями Государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации утверждает программу приватизации имущества Мурманской области;
утверждает представленные Правительством области перечни объектов для внесения в федеральный орган по управлению государственным имуществом предложений об их передаче в областную собственность;
утверждает представленные Правительством области перечни объектов областной собственности, передаваемых в муниципальную собственность;
согласовывает в порядке, установленном законодательством, перечни земельных участков при разграничении прав государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), областную собственность и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
определяет порядок управления объектами областной собственности, особенности формирования казны Мурманской области и использования казенного имущества Мурманской области;
ежегодно заслушивает отчет Правительства области о выполнении программы приватизации имущества Мурманской области;
заслушивает Правительство области по вопросам эффективности управления областной собственностью;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Мурманской области и законами Мурманской области.
Статья 7. Полномочия Губернатора Мурманской области в сфере управления областной собственностью
Губернатор Мурманской области (далее - Губернатор области):
вносит в областную Думу законопроекты по вопросам управления и распоряжения имуществом Мурманской области;
представляет в областную Думу программу приватизации имущества Мурманской области, а также направляет в областную Думу ежегодные отчеты о выполнении данной программы;
дает поручения по вопросам управления объектами областной собственности Правительству области и уполномоченным органам по управлению областной собственностью, в том числе по вопросам контроля за использованием, обеспечением сохранности и распоряжением объектами областной собственности;
осуществляет иные полномочия по вопросам управления областной собственностью в соответствии с Уставом Мурманской области и законами Мурманской области.
Статья 8. Полномочия Правительства области в сфере управления областной собственностью
1. В соответствии с Уставом Мурманской области Правительство области управляет и распоряжается областной собственностью, включая доли (паи) Мурманской области в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно - правовых форм.
2. Правительство области:
управляет и распоряжается областной собственностью в соответствии с законами Мурманской области;
принимает решения о приобретении имущества в областную собственность, в том числе акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ;
принимает решения об отчуждении имущества, находящегося в областной собственности;
принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и учреждений;
принимает решения о передаче объектов областной собственности унитарным предприятиям и учреждениям в хозяйственное ведение или оперативное управление;
разрабатывает проект программы приватизации имущества Мурманской области для представления ее Губернатором области в областную Думу;
представляет отчеты о выполнении программы приватизации имущества Мурманской области для представления их Губернатором области в областную Думу;
назначает и освобождает от должности руководителей унитарных предприятий;
предлагает кандидатуры представителей Мурманской области в органы управления хозяйственных обществ и товариществ, акции (доли в уставных (складочных) капиталах) которых находятся в областной собственности, для последующего избрания на общем собрании, а также освобождает их от исполнения обязанностей;
назначает представителей Мурманской области в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права на участие Мурманской области в управлении указанными открытыми акционерными обществами (далее - специальное право "золотая акция"), а также освобождает их от исполнения своих обязанностей;
назначает представителей Мурманской области в органы управления фондов и иных некоммерческих организаций с участием Мурманской области;
принимает решение о приватизации объектов областной собственности в соответствии с программой приватизации имущества Мурманской области;
принимает решение о закреплении в областной собственности акций открытых акционерных обществ, находящихся в областной собственности;
утверждает положение об уполномоченном органе по управлению имуществом Мурманской области;
принимает нормативные правовые акты о возложении на отраслевые и специализированные органы исполнительной власти Мурманской области отдельных полномочий по управлению и распоряжению имуществом Мурманской области, используемым в соответствующей отрасли (сфере управления);
в соответствии с настоящим Законом утверждает порядок ведения сводного реестра имущества Мурманской области и специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области, определяет органы исполнительной власти Мурманской области, ответственные за учет различных видов имущества и порядок их взаимодействия при составлении сводного реестра имущества Мурманской области.
3. Правительство области в соответствии со схемой управления Мурманской областью и структурой органов исполнительной власти Мурманской области определяет органы исполнительной власти Мурманской области либо, на основе соглашений с федеральными органами исполнительной власти, соответствующие территориальные подразделения этих органов, наделяемые отдельными полномочиями по управлению и распоряжению некоторыми видами имущества Мурманской области, в частности:
средствами областного бюджета, внебюджетных и валютного фондов Мурманской области;
государственными ценными бумагами;
земельными участками;
участками недр, иными природными ресурсами и природными объектами;
автомобильными дорогами;
библиотечными, архивными и музейными фондами;
памятниками культуры или искусства, иными объектами социально - культурной сферы;
объектами интеллектуальной собственности;
информационными ресурсами;
иными видами имущества Мурманской области.
4. Правительство области:
распоряжается имуществом, закрепленным за Правительством области;
ежегодно представляет Губернатору области отчет об осуществлении своих полномочий в сфере управления областной собственностью;
осуществляет иные полномочия в сфере управления областной собственностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Мурманской области и законами Мурманской области.
Статья 9. Уполномоченный орган по управлению имуществом Мурманской области
1. Уполномоченным органом исполнительной власти Мурманской области по управлению и распоряжению имуществом Мурманской области является комитет по управлению государственным имуществом администрации Мурманской области (далее - орган по управлению имуществом).
2. Орган по управлению имуществом в сфере управления и распоряжения имуществом Мурманской области выполняет следующие функции:
а) координирует деятельность соответствующих органов исполнительной власти Мурманской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью;
б) разрабатывает с учетом требований Государственной программы приватизации проект программы приватизации имущества Мурманской области, а также проекты нормативных правовых актов по вопросам приватизации имущества Мурманской области;
в) разрабатывает и вносит в установленном порядке в федеральный орган по управлению государственным имуществом перечни объектов федеральной собственности, передаваемых в областную собственность;
г) организует и контролирует реализацию программы приватизации имущества Мурманской области;
д) в соответствии со своей компетенцией принимает решения о приватизации имущества Мурманской области и передает объекты приватизации специализированному учреждению по продаже имущества Мурманской области для продажи в порядке, установленном законодательством о приватизации;
е) осуществляет в порядке, установленном федеральными законами, преобразование унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
ж) от имени Мурманской области выступает учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;
з) от имени Мурманской области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в областной собственности;
и) осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами в пределах своей компетенции;
к) создает комиссии по приватизации имущества Мурманской области;
л) утверждает планы приватизации унитарных предприятий;
м) организует в порядке, установленном Правительством области, учет имущества Мурманской области, в том числе ведет сводный реестр имущества Мурманской области, находящегося в областной собственности, реестры унитарных предприятий и учреждений Мурманской области, хозяйственных обществ, товариществ с участием Мурманской области, контролирует деятельность иных органов исполнительной власти Мурманской области в части выполнения ими возложенных на них функций по ведению специализированных реестров по отдельным видам имущества Мурманской области;
н) выступает по поручению Правительства области покупателем имущества, в том числе акций (долей, паев) и долговых финансовых обязательств, в областную собственность;
о) осуществляет юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией унитарных предприятий и учреждений, в пределах своей компетенции;
п) принимает решения по передаче объектов областной собственности в аренду, залог, безвозмездное пользование в пределах своей компетенции, а также ведет учет договоров аренды, залога, безвозмездного пользования объектов областной собственности;
р) выступает арендодателем имущества Мурманской области;
с) по согласованию с органами исполнительной власти Мурманской области, к компетенции которых относится регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), представляет в Правительство области предложения о создании и ликвидации унитарных предприятий и учреждений;
т) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящихся к областной собственности имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, имущества казны Мурманской области, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения порядка распоряжения и использования этого имущества принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;
у) совместно с органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления готовит предложения о разграничении федеральной собственности, областной собственности и муниципальной собственности;
ф) оформляет передачу объектов областной собственности в соответствии с действующим законодательством;
х) обеспечивает защиту имущественных прав и интересов Мурманской области, в том числе в судебном порядке, как на ее территории, так и за ее пределами;
ц) осуществляет иные функции и полномочия по управлению и распоряжению имуществом Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
3. В предусмотренных законом случаях орган по управлению имуществом может делегировать отдельные полномочия по управлению и распоряжению имуществом Мурманской области органам местного самоуправления, на территории которых располагается это имущество.
4. Орган по управлению имуществом не вправе делегировать полномочия, определенные подпунктами "а" - "м" пункта 2 настоящей статьи, другим органам государственной власти Мурманской области, органам местного самоуправления, а также юридическим и физическим лицам.
Статья 10. Специализированное учреждение по продаже имущества Мурманской области
1. Специализированным учреждением по продаже имущества Мурманской области в соответствии с законодательством Российской Федерации является Фонд имущества Мурманской области (далее - Фонд имущества).
2. Фонд имущества в пределах своей компетенции в сфере управления и распоряжения имуществом Мурманской области осуществляет следующие функции:
от имени Мурманской области владеет переданными ему органом по управлению имуществом принадлежащими Мурманской области объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Мурманской области как акционера (участника) в хозяйственных обществах;
от имени Мурманской области осуществляет продажу переданных ему органом по управлению имуществом объектов приватизации, относящихся к областной собственности;
ведет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учет подлежащих приватизации акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих Мурманской области, а также учет обязательств покупателей, определенных договорами купли - продажи имущества Мурманской области;
получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате приватизации имущества Мурманской области, в соответствии с нормативами, установленными программой приватизации имущества Мурманской области;
осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых Фонд имущества от имени Мурманской области осуществляет полномочия акционера (участника);
осуществляет иные функции и полномочия, связанные с управлением и распоряжением имуществом Мурманской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими законами Мурманской области.
Статья 11. Полномочия иных органов исполнительной власти Мурманской области
1. Компетенция иных органов исполнительной власти Мурманской области по вопросам управления областной собственностью устанавливается Правительством области.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти Мурманской области, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), осуществляют управление и распоряжение имуществом Мурманской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, в том числе:
ведут специализированные реестры по отдельным видам имущества Мурманской области;
анализируют состав областной собственности, эффективность ее использования;
осуществляют сбор, анализ, утверждение показателей экономической эффективности работы унитарных предприятий;
готовят предложения по приобретению и отчуждению объектов собственности за счет средств областного бюджета;
готовят проекты региональных целевых программ развития в соответствующей отрасли (сфере управления) с использованием объектов областной собственности;
определяют условия контрактов с руководителями унитарных предприятий;
организуют и проводят в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, торги (аукционы и конкурсы) на право пользования подведомственными объектами областной собственности;
осуществляют из передаваемых им средств областного бюджета финансирование подведомственных унитарных предприятий, учреждений, организаций;
осуществляют в рамках своей компетенции контроль за использованием соответствующих видов имущества Мурманской области;
согласовывают учредительные документы подведомственных унитарных предприятий и учреждений;
готовят предложения в программу приватизации имущества Мурманской области;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Раздел III. УПРАВЛЕНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, СВЯЗАННОЕ С СОЗДАНИЕМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЛИКВИДАЦИЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ С УЧАСТИЕМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 12. Унитарные предприятия
1. Решения о создании, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий, назначении и освобождении от должности их руководителей, об определении предмета и целей деятельности, о порядке формирования уставного фонда унитарных предприятий принимаются Правительством области.
2. Учредителем унитарных предприятий от имени Мурманской области выступает орган по управлению имуществом, если иное не установлено законодательством Мурманской области.
3. Решение о закреплении имущества Мурманской области на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием при создании и реорганизации принимается Правительством области.
4. Унитарное предприятие, которому имущество Мурманской области принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
5. Решение о согласии на продажу недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия, передачу его в залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, безвозмездную передачу принимается Правительством области. В иных случаях предприятие распоряжается недвижимым имуществом по предварительному согласованию с органом по управлению имуществом.
Движимым имуществом унитарное предприятие распоряжается с согласия органа по управлению имуществом в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Мурманская область как собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
Указанная часть прибыли перечисляется унитарными предприятиями в порядке, установленном законодательством Мурманской области, в областной бюджет.
Размер части прибыли, перечисляемой унитарным предприятием в областной бюджет, определяется законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
7. Унитарное предприятие ежегодно составляет программу деятельности (бизнес - план) и представляет ее на утверждение в уполномоченные Правительством области органы исполнительной власти Мурманской области.
8. Унитарное предприятие в случаях и порядке, установленных федеральным законом, обязано ежегодно проводить аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности и представлять аудиторское заключение в орган по управлению имуществом.
9. Назначение руководителя унитарного предприятия осуществляется Правительством области.
С руководителем унитарного предприятия заключается трудовой договор (контракт), в котором оговариваются срок договора (контракта) и основания его расторжения. Одним из оснований расторжения контракта является ненадлежащее выполнение программы деятельности унитарного предприятия.
Руководитель унитарного предприятия представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Мурманской области отчетность о деятельности унитарного предприятия, форма и сроки представления которой определяются Правительством области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Статья 13. Учреждения
1. Решения о создании, реорганизации и ликвидации учреждений, назначении их руководителей, об определении целей деятельности принимаются Правительством области.
2. Учредителем учреждений выступает орган исполнительной власти Мурманской области, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), если иное не установлено законодательством Мурманской области.
3. Учредительные документы учреждений утверждаются учредителем по согласованию с органом по управлению имуществом.
4. Решение о закреплении имущества Мурманской области на праве оперативного управления за учреждениями при создании и реорганизации принимается Правительством области.
5. Учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
6. Учреждения финансируются за счет средств областного бюджета.
7. Учреждениям, за исключением учреждений, исполняющих управленческие функции, может быть разрешена предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, соответствующая целям создания учреждения.
8. Решение об изъятии излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, и о распоряжении им по своему усмотрению принимается Правительством области в порядке и по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В отношении движимого имущества такое решение принимается органом по управлению имуществом.
9. Порядок назначения и освобождения от должности руководителей учреждений, а также порядок отчетности руководителя учреждения о деятельности учреждения, включая вопросы эффективности управления собственностью, определяются Правительством области.
Статья 14. Участие Мурманской области в хозяйственных обществах
1. Правовое положение и особенности создания акционерных обществ путем приватизации унитарных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
2. Решения об участии Мурманской области в хозяйственных обществах и о выходе из состава участников обществ, продаже принадлежащих Мурманской области акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, а также об использовании специального права "золотая акция" принимаются Правительством области.
3. От имени Мурманской области по поручению Правительства области в качестве учредителя (соучредителя) хозяйственного общества либо покупателя акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества в соответствии с действующим законодательством выступает орган по управлению имуществом.
4. Орган по управлению имуществом от имени Мурманской области осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в областной собственности.
5. Орган по управлению имуществом выступает учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации.
6. Фонд имущества в пределах своей компетенции от имени Мурманской области владеет переданными ему органом по управлению имуществом принадлежащими Мурманской области объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Мурманской области как акционера (участника) в хозяйственных обществах.
7. Имущество Мурманской области, вносимое в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ, товариществ и иных организаций, подлежит обязательной инвентаризации и оценке, проводимым органом по управлению имуществом.
8. Дивиденды по акциям (вкладам) Мурманской области в хозяйственных обществах и товариществах направляются в областной бюджет.
9. Представление интересов Мурманской области осуществляется через представителей Мурманской области в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права "золотая акция", и в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в областной собственности.
10. Правительство области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, назначает представителей Мурманской области в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытых акционерных обществ, в отношении которых им принято решение об использовании специального права "золотая акция".
11. Порядок назначения государственных служащих и иных граждан Российской Федерации для представления Мурманской области на общих собраниях акционеров (участников), а также в качестве кандидатов в органы управления, ревизионные комиссии хозяйственных обществ и порядок заключения договоров на представление интересов Мурманской области определяются Правительством области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
12. Договоры, заключаемые органом по управлению имуществом с гражданами Российской Федерации на представление интересов Мурманской области, должны содержать срок действия договора и порядок его досрочного расторжения, размер вознаграждения, получаемого представителем Мурманской области, положения о его правах, обязанностях и ответственности.
13. Представители Мурманской области на общем собрании акционеров (участников), в органах управления и ревизионной комиссии хозяйственного общества действуют в соответствии с порядком, установленным Правительством области. В соответствующем постановлении Правительства области должны содержаться положения о периодичности и порядке представления отчета о деятельности представителей Мурманской области в органах управления хозяйственных обществ, а также должен быть указан перечень вопросов, по которым голосование представителей Мурманской области в органах управления хозяйственных обществ производится на основе письменного согласования с органом по управлению имуществом.
Статья 15. Фонды и иные некоммерческие организации
Фонды и иные некоммерческие организации с участием Мурманской области учреждаются и ликвидируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Мурманской области.
Раздел IV. СДЕЛКИ С ИМУЩЕСТВОМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 16. Приобретение имущества в областную собственность
1. Решение о приобретении имущества в областную собственность принимает Правительство области.
2. Приобретение имущества в областную собственность за счет средств областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, если иное не установлено законодательством Мурманской области.
3. Покупателем имущества в областную собственность по поручению Правительства области может выступать орган по управлению имуществом.
Статья 17. Приватизация объектов областной собственности
1. Приватизация (возмездное отчуждение в собственность юридических и физических лиц) имущества Мурманской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, Государственной программой приватизации государственного имущества в Российской Федерации, программой приватизации имущества Мурманской области, законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.
2. Проект программы приватизации имущества Мурманской области разрабатывается органом по управлению имуществом и вносится для утверждения в областную Думу Губернатором области после рассмотрения и одобрения Правительством области.
3. Программа приватизации имущества Мурманской области содержит:
прогноз проведения приватизации имущества Мурманской области в соответствующих отраслях (сферах управления);
порядок выбора способов приватизации имущества Мурманской области и принятия решений о приватизации;
условия закрепления акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ в областной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ специального права "золотая акция";
порядок оплаты имущества Мурманской области;
порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате приватизации областной собственности.
4. Программа приватизации имущества Мурманской области должна содержать прогнозный перечень унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в областной собственности, предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки их приватизации, предполагаемые ограничения при их приватизации, размеры подлежащих продаже пакетов акций открытых акционерных обществ и прогноз начальной цены таких пакетов акций.
Предложения Правительства области о включении в перечень подлежащего приватизации имущества Мурманской области объектов и унитарных предприятий областной собственности, приватизация которых в соответствии с ограничениями, установленными Государственной программой приватизации государственного имущества в Российской Федерации, не допускается без разрешения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, помещаются в проект программы приватизации имущества Мурманской области отдельным разделом. К проекту программы прилагаются финансово - экономическое обоснование и прогноз социальных последствий приватизации таких объектов и унитарных предприятий.
5. Решения о приватизации имущества Мурманской области в соответствии с утвержденной программой приватизации имущества Мурманской области принимаются Правительством области, органом по управлению имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области о приватизации.
6. Безвозмездная передача имущества Мурманской области в собственность юридических лиц и граждан допускается только по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Передача имущества Мурманской области в хозяйственное ведение и оперативное управление
1. Имущество Мурманской области закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании решения Правительства области.
2. Орган по управлению имуществом осуществляет оформление передачи и закрепления имущества Мурманской области в хозяйственное ведение и оперативное управление.
Статья 19. Аренда имущества Мурманской области
1. Имущество Мурманской области может быть передано в аренду на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
2. Арендодателями имущества Мурманской области могут выступать орган по управлению имуществом, унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, учреждение, владеющее имуществом на праве оперативного управления, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Порядок передачи в аренду имущества Мурманской области, размер ставок арендной платы определяются Правительством области в соответствии с действующим законодательством.
Правительство области вправе устанавливать льготы по арендной плате для отдельных категорий арендаторов.
4. Орган по управлению имуществом осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления арендной платы в областной бюджет и принимает необходимые меры для обеспечения этих поступлений.
Статья 20. Залог имущества Мурманской области
1. Имущество Мурманской области может быть передано в залог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
2. Залогодателями имущества Мурманской области могут быть орган по управлению имуществом либо унитарное предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, в пределах своей компетенции в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Порядок передачи имущества Мурманской области в залог и согласования залоговых сделок с имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, определяется Правительством области.
4. Перечень объектов областной собственности, обеспечивающих областные государственные гарантии по договорам залога, вносится Губернатором области ежегодно на утверждение областной Думы.
Статья 21. Передача имущества Мурманской области в безвозмездное пользование
1. Имущество Мурманской области может быть передано в безвозмездное временное пользование по договору безвозмездного пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
2. Передачу имущества Мурманской области в безвозмездное временное пользование могут осуществлять и выступать ссудодателями по договору орган по управлению имуществом, унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, учреждение, владеющее имуществом на праве оперативного управления, в пределах своей компетенции в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Порядок передачи в безвозмездное временное пользование имущества Мурманской области определяется Правительством области.
Статья 22. Передача имущества Мурманской области в доверительное управление
1. Имущество Мурманской области может быть в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, передано по решению Правительства области на определенный срок в доверительное управление на основании договора доверительного управления. Заключение договора доверительного управления производится на конкурсной основе.
2. Учредителем доверительного управления от имени Мурманской области по поручению Правительства области может выступать орган по управлению имуществом, если иное не установлено законодательством Мурманской области.
3. Порядок возмещения расходов доверительного управляющего устанавливается Правительством области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Раздел V. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМУЩЕСТВА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 23. Осуществление контроля за использованием имущества Мурманской области
1. Контроль за использованием имущества Мурманской области осуществляют в пределах и формах, установленных Уставом Мурманской области и законами Мурманской области, областная Дума, Правительство области, орган по управлению имуществом, Контрольно - счетная палата Мурманской области и иные уполномоченные органы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
2. Областная Дума в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Мурманской области и законами Мурманской области осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения областной собственностью и исполнением программы приватизации имущества Мурманской области.
3. Правительство области в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Мурманской области и законами Мурманской области контролирует работу уполномоченных органов по управлению имуществом Мурманской области и ведение учета имущества, утверждает отчеты органа по управлению имуществом и иных органов исполнительной власти Мурманской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства в сфере управления областной собственностью.
4. Орган по управлению имуществом запрашивает и получает информацию, проводит проверки и ревизии по вопросам использования областной собственности, представляет соответствующие акты и отчеты в Правительство области, а также осуществляет иные контролирующие функции, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
5. Контрольно - счетная палата Мурманской области в соответствии с Уставом Мурманской области и законами Мурманской области контролирует эффективность использования областной собственности в связи с формированием доходной части областного бюджета.
Раздел VI. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ ОБЛАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Статья 24. Финансирование мероприятий по управлению и распоряжению областной собственностью
Финансирование мероприятий по управлению и распоряжению областной собственностью осуществляется за счет средств областного бюджета, средств от приватизации и использования имущества Мурманской области, за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Должностные лица органов государственной власти Мурманской области, руководители унитарных предприятий, учреждений и других организаций, созданных Мурманской областью, представители собственника в советах директоров акционерных обществ и органах управления иных хозяйственных обществ и товариществ несут ответственность за нарушение настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством.
1. Законы и иные нормативные правовые акты Мурманской области, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. Предложить Губернатору области, Правительству области, органам исполнительной власти Мурманской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ
Мурманск
9 ноября 2001 года
N 303-01-ЗМО
Версия для печати
|
 |