Главная / Законы / Проекты Законов / О внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов города Москвы в части совершенствования взаимодействия органов государственной власти города Москвы с некоммерческими организациями
Вносится депутатом Московской городской Думы С.В.Орловым
Закон города Москвы от _________ №___
"О внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов города Москвы в части совершенствования взаимодействия органов государственной власти города Москвы с некоммерческими организациями"
Статья 1. Внести в Закон города Москвы от 15 мая 2002 г. № 26 "О городском государственном заказе" следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу дополнить абзацем следующего содержания:
"Положения настоящего Закона применяются для регулирования отношений, возникающих при формировании, размещении и исполнении городского социального заказа, в части, в которой они не урегулированы законодательством о взаимодействии органов государственной власти города Москвы с некоммерческими организациями.".
2. Часть 3 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"3. Городской государственный заказ (далее - Городской заказ) - совокупность заключенных органами государственной власти Москвы государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств бюджета города Москвы в целях обеспечения городских нужд.".
Статья 2. Внести в Закон города Москвы от 11 июля 2001 г. № 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" следующие изменения и дополнения:
1. В абзаце втором части 4 статьи 1 после слов "местного самоуправления" дополнить словами ", некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в той сфере, в которой будет реализовываться соответствующая программа".
2. В статье 2:
часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Предложения негосударственных некоммерческих организаций о разработке государственных целевых программ подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти города Москвы. О результатах рассмотрения соответствующие негосударственные некоммерческие организации должны быть уведомлены письменно.".
часть 5 дополнить абзацем следующего содержания:
"Проекты городских целевых программ направляются разработчиком на отзыв негосударственных некоммерческим организациям, аккредитованным при органе исполнительной власти Москвы, который согласно проекту программы является заказчиком программы или в ведении которого находятся государственная организация, являющаяся согласно проекту программы заказчиком программы. Рассмотрение проектов программ Правительством Москвы не может состояться ранее чем через две недели со дня направления проектов городских целевых программ указанным некоммерческим организациям.".
3. Часть 6 статьи 3 изложить в следующей редакции:
"Юридические и физические лица участвуют в реализации программ в качестве исполнителей городского государственного заказа, получателей грантов, а некоммерческие организации - также в качестве исполнителей городского социального заказа, в порядке, установленном соответствующим законодательством.";
4. В части 5 статьи 5 слова "государственные контракты" заменить словами "соответствующие договоры (контракты)", последнее предложение исключить.
Статья 3. Внести в Закон города Москвы от 12 апреля 2000 г. № 8 "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями" следующие изменения и дополнения:
1. В Преамбуле слова "района города Москвы" исключить, слова "целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций" заменить словами "мероприятий негосударственных некоммерческих организаций, имеющих значение для социально-экономического развития города Москвы".
2. В Преамбуле и далее по тексту слова "целевая социальная программа города Москвы" заменить словами "городская целевая программа" в соответствующем падеже и числе.
3. В статье 1:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Городская целевая программа - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем города, развития отраслей и комплексов городского хозяйства, административно - территориальных единиц города Москвы, утвержденный органами государственной власти города Москвы.";
абзацы третий и четвертый исключить;
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Городской социальный заказ - совокупность договоров, предусматривающих предоставление субсидий или субвенций из бюджета города Москвы негосударственным некоммерческим организациям в связи с выполнением ими определенных работ и/или оказания ими определенных услуг за счет бюджета города.";
в абзаце шестом слова "орган власти района города Москвы" исключить;
абзац девятый изложить в следующей редакции:
"Грант - предоставление негосударственной некоммерческой организации на безвозмездной безвозвратной основе средств бюджета города Москвы в форме субвенции или субсидии в целях финансирования расходов по осуществлению общественно - гражданских инициатив в целях социально - экономического развития города Москвы.".
4. Дополнить статью первую абзацем следующего содержания:
"негосударственная некоммерческая организация - некоммерческая организация, созданная в соответствии с федеральным законодательством, не находящаяся в государственной или муниципальной собственности.".
5. В абзаце четвертом статьи 3 слова "целевых социальных программ" заменить словом "мероприятий".
6. В статье 4:
часть первую исключить;
части вторую и третью считать частями первой и второй;
абзац пятый части второй дополнить словами ", в том числе установление льгот по арендной плате за землю, иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности города Москвы, по оплате за коммунальные услуги, услуги связи";
абзац шестой части второй изложить в следующей редакции:
"привлечение негосударственных некоммерческих организаций к разработке городских целевых программ".
7. Дополнить статью 4 новыми частями третьей, четвертой и пятой следующего содержания:
"Конкретный объем поддержки негосударственных некоммерческих организаций, состоящей в предоставлении льгот экономического характера, определяется Правительством Москвы, за исключением случаев, когда в соответствии законами такие льготы могут быть предоставлены только законами города Москвы.
Негосударственные некоммерческие организации по их инициативе подлежат аккредитации в отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, осуществляющих полномочия в сферах, к которым относятся цели и задачи соответствующих негосударственных некоммерческих организаций. Порядок аккредитации устанавливается Правительством Москвы.
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти вправе самостоятельно разрабатывать и осуществлять формы взаимодействия и поддержки негосударственных некоммерческих организаций, не требующие дополнительных расходов бюджета города Москвы.".
8. Главу 2 изложить в следующей редакции:
"Глава 2. ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
Статья 6. Цели городского социального заказа
Целями городского социального заказа являются:
решение социально значимых проблем, не охваченных или недостаточно охваченных деятельностью государственных органов;
экономия средств бюджета города Москвы;
привлечение в социальную сферу дополнительных людских, материальных, финансовых ресурсов из негосударственных источников;
разграничение функций заказчиков и исполнителей социальных программ, повышение ответственности исполнителей за целевым расходованием выделенных средств;
повышение адресности мер социальной поддержки;
развитие инновационных форм социальной защиты населения на основе поддержки инициатив гражданского общества, направленных на решение социально значимых проблем;
поддержка институтов гражданского общества через реализацию социального заказа силами некоммерческих организаций;
вовлечение граждан в решение социальных проблем.
Статья 6.1. Формирование городского социального заказа.
1. Городской социальный заказ осуществляется в сферах:
социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
содействия защите материнства, отцовства и детства;
содействия молодежной политике;
содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
охраны окружающей природной среды и защиты животных;
охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
обеспечение развития, доступности и свободы средств массовой информации
2. Заключение договоров в рамках городского социального заказа может предусматриваться:
- законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год;
- иными законами города Москвы. В этом случае соответствующие расходы предусматриваются в бюджете города Москвы на очередной финансовый год;
- городскими целевыми программами.
Законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год могут быть предусмотрены расходы органов исполнительной власти города Москвы на городской социальный заказ, конкретное назначение которых определяется соответствующим органом исполнительной власти в течение года исходя из текущих потребностей социально-экономического развития города Москвы.
3. Правовой акт, предусматривающий расходование средств бюджета в форме заключения договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для городских нужд, должен однозначно указывать, осуществляется ли расходование средств в форме городского государственного заказа или городского социального заказа.
4. После вступления в силу закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год органы исполнительной власти города Москвы своими актами утверждают перечни мероприятий, подлежащих реализации в очередном финансовом году в рамках городского социального заказа, с указанием объемов и источников финансирования, выделяемых из бюджета города Москвы на эти мероприятия.
Статья 6.2. Пределы финансирования городского социального заказа.
1. Средства, расходуемые из бюджета города Москвы в рамках городского социального заказа, могут быть использованы только для частичного или полного возмещения затрат, связанных с выполнением негосударственными некоммерческими организациями городского социального заказа, в том числе:
- оплата услуг привлеченных специалистов и организаций;
- начисления на заработную плату;
- канцелярские и хозяйственные расходы;
- командировки и служебные разъезды, иные транспортные расходы;
- приобретение оборудования и инвентаря;
- текущий ремонт;
- арендная плата;
- расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
2. Правовой акт, предусматривающий заключение договора в рамках городского социального заказа, должен указывать, в каком объеме будет осуществляться возмещение расходов.
3. Предоставление из бюджета города Москвы денежных средств в рамках городского социального заказа может быть на основе договора заказчика с негосударственной некоммерческой организацией частично или полностью заменено предоставлением соответствующего по стоимости имущества в натуре.
Статья 7. Порядок размещения городского социального заказа.
1.Размещение городского социального заказа производится органами исполнительной власти - распорядителями (главными распорядителями) бюджетных средств на основе проведения конкурсов среди некоммерческих организаций, учредительными документами которых предусмотрено выполнение задач в соответствующих сферах.
В случае, если объем возмещения расходов негосударственной некоммерческой организации в рамках городского социального заказа составляет менее 2000 минимальных размеров оплаты труда, конкурс может не проводиться или быть проведенным между аккредитованными при соответствующем органе исполнительной власти города Москвы некоммерческими организациями.
Городскими целевыми программами, предусматривающими применение городского социального заказа, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам конкурса, направленные на достижение целей городского социального заказа, если эти требования не противоречат федеральным законам.
2. Положения законодательства о государственном заказе применяются для регулирования порядка проведения конкурсов на размещение городского социального заказа, в части, в которой соответствующие отношения не урегулированы настоящим Законом.
Статья 7.1. Контроль за исполнением городского социального заказа.
1. Органы исполнительной власти города Москвы - главные распорядители и распорядители бюджетных средств вправе контролировать соблюдение негосударственной некоммерческой организацией соответствующего договора на любом этапе его исполнения.
2. В отчете об исполнении бюджета города Москвы в качестве отдельного раздела указываются расходы на исполнение городского социального заказа.
Контрольно-счетная палата города Москвы вправе осуществить проверку за расходованием бюджетных средств в рамках городского социального заказа в порядке, установленном законодательством города Москвы.
3. В целях учета негосударственных некоммерческих организаций, привлекаемых к исполнению городского социального заказа, в порядке, устанавливаемым Правительством города Москвы, ведется реестр таких организаций.
Реестр должен содержать информацию об организациях, ненадлежащим образом исполнивших обязанности в рамках городского социального заказа.
Статья 7.2. Поощрение добросовестных исполнителей городского социального заказа
1. Негосударственные некоммерческие организации, исполняющие договоры в рамках городского социального заказа (при отсутствии документально подтвержденных претензий к качеству исполнения) и обеспечивающие при этом экономию средств бюджета города Москвы имеют право при проведении последующих конкурсов, при прочих равных условиях, на приоритетное размещение городского социального заказа, но не более двух раз подряд.
2. Негосударственные некоммерческие организации, исполняющие договоры в рамках городского социального заказа, при отсутствии документально подтвержденных претензий к качеству исполнения, имеют право именовать себя "исполнитель социального заказа города Москвы".".
Выделение грантов может предусматриваться городскими целевыми программами, законом о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, иными законами города Москвы. В Москве может приниматься городская целевая программа предоставления грантов, с распределением предусмотренных ею денежных средств между социально-значимыми сферами общественных отношений.
Соответствующими правовыми актами города Москвы определяются органы исполнительной власти города Москвы, в том числе территориальные, принимающие решение о выделении грантов.
Выделение грантов производится исключительно на основе проведения открытых публичных конкурсов общественно - гражданских инициатив негосударственных некоммерческих организаций.
Статья 8.1. Конкурсы на выделение грантов
Конкурсы на выделение грантов негосударственным некоммерческим организациям проводятся органами исполнительной власти города Москвы, принимающими решение о выделении грантов.
Объявление о проведении конкурса на выделение грантов публикуется в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы власти Москвы, не позднее чем за тридцать дней до последней даты подачи заявки на участие в конкурсе. Объявление о проведении конкурса должно устанавливать цели и задачи, на которые предоставляются соответствующие гранты, срок и адрес подачи заявки на участие в конкурсе.
Заявка на выделение грантов должна представлять собой программу (проект), соответствующий целям и задачам выделения гранта. Заявка на выделение гранта должна включать: наименование разработчиков; содержание проблемы; основные цели программы, промежуточные цели программы (проекта), сроки и этапы их достижения; перечень мероприятий с указанием сроков исполнения; механизм управления программой (проектом); критерии оценки результатов реализации программы (проекта), финансово-экономическое обоснование, ожидаемые результаты реализации программы (проекта), выраженные в соответствующих показателях;.";
Решения о выделении грантов принимаются органами исполнительной власти города Москвы на основании решения конкурсной комиссии по результатам экспертной оценки. Конкурсная комиссия формируется соответствующим органом исполнительной власти. Не менее половины состава конкурсной комиссии должны составлять представители общественности, научных организаций.
Статья 9. Экспертная оценка заявок
Решения о выделении грантов принимаются конкурсной комиссией с учетом результатов экспертизы заявок независимым экспертом либо привлеченной организацией, не связанными с участниками конкурса продолжающимися договорными (в том числе трудовыми) отношениями.
Основными критериями экспертной оценки заявок, в их сопоставлении друг с другом, являются:
- соответствие программы (проекта) целям и задачам, установленным для выделения соответствующего гранта;
- соответствие заявленных результатов реализации программы (проекта) тем, которые могут быть реально достигнуты;
- соотношение затрат и прогнозируемого результата;
- материально - техническая, кадровая, финансовая база негосударственной некоммерческой организации;
- опыт в реализации соответствующих программ (проектов).
Статья 10. Договор о выделении гранта
Выделение гранта производится на основе заключения договора между органами исполнительной власти города Москвы, принявшим решение о выделении гранта, и негосударственной некоммерческой организацией, получающей грант.
Договор устанавливает обязательства органов исполнительной власти города Москвы в отношении сроков и размеров финансирования и обязательства негосударственной некоммерческой организации по целевому использованию гранта, а также ответственность за несоблюдение сторонами условий договора.
Статья 11. Контроль за целевым использованием грантов, выделенных негосударственным некоммерческим организациям
Негосударственные некоммерческие организации, получившие в соответствии с настоящим Законом гранты, обязаны использовать их только по целевому назначению, представлять соответствующим органам исполнительной власти Москвы финансовые отчеты об использовании полученных средств.
Контроль за целевым использованием грантов, выделенных негосударственным некоммерческим организациям, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 7-1 настоящего Закона.
В случае нецелевого использования грантов или несвоевременного представления отчетов об использовании выделенных бюджетных средств негосударственные некоммерческие организации несут ответственность в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 11.1.Последующая компенсация расходов негосударственных некоммерческих организаций
1.В случае осуществления негосударственными некоммерческими организациями программ (проектов) в социально-значимых сферах органы исполнительной власти города Москвы вправе принять решение о компенсации части затрат, понесенных указанными организациями в ходе выполнения указанных программ (проектов), из средств, предназначенных на выплату грантов в течение того финансового года, в котором понесены соответствующие затраты.
2. Для получения компенсации некоммерческие организации представляют, в порядке, установленном Правительством города Москвы, заявку в соответствующий орган исполнительной власти города Москвы. Решение о компенсации, ее размере и порядке предоставления принимается тем органом исполнительной власти города Москвы, который выступает в качестве распорядителя (главного распорядителя) соответствующих бюджетных средств, в порядке, предусмотренном статьями 8.1. и 9 настоящего Закона.
3. Решение о предоставлении компенсации и размере компенсации должно быть обосновано. Компенсация должна предоставляться в размере, не превышающем документально подтвержденных затрат, связанных с выполнением соответствующих программ (проектов).
При принятии решения о предоставлении компенсации орган исполнительной власти города Москвы обязан осуществить экспертизу произведенных расходов с целью определения достоверности представленных сведений о расходах, понесенных некоммерческой организацией.".
10. Статью 12 исключить.
11. Название Главы 4 изложить в следующей редакции "ФОРМЫ НЕЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ МОСКВЫ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ".
12. В части второй статьи 13:
слова "вправе поддерживать" заменить словами "поддерживают";
слова "практику развития" заменить словом "развитие".
13. В статье 14 слова ", координационными" исключить.
14. В статье 15:
в части первой слова "вправе оказывать" заменить на "оказывают";
в абзаце втором части второй слова ", района города Москвы" исключить;
в абзаце третьем части второй слова "городских, районных целевых социальных программ" заменить словами "городских целевых программ".
15. Статью 16 дополнить абзацем следующего содержания:
"Осуществление добровольческой деятельности регулируется законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Редактор проекта закона
депутат Московской городской Думы
С.В.Орлов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в ряд законодательных актов города Москвы в части совершенствования взаимодействия органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями"
В настоящее время базовым актом законодательства города Москвы, регулирующим взаимодействие органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, является Закон от 12 апреля 2000 года № 8 с соответствующим названием. Будучи одним из первых актов такого рода в стране, он, безусловно, внес огромный вклад в функционирование и развитие на территории Москвы институтов гражданского общества. Однако, по прошествии более трех лет, становится актуальной интеграция в его текст определенных поправок, которые позволили бы реализовывать его положения более эффективно.
Так, действующая редакция Закона упоминает понятия "социального заказа" (статья 6) и "гранта" (статья 8), однако фактически не регулирует механизм их осуществления. Не вполне ясно соотношение их между собой, с городским государственным заказом, а также с категориями бюджетного законодательства.
В предлагаемом законопроекте городской социальный заказ определяется как совокупность договоров, предусматривающих предоставление субсидий или субвенций из бюджета города Москвы негосударственным некоммерческим организациям в связи с выполнением ими определенных работ и/или оказания ими определенных услуг за счет бюджета города. Идея в том, что за счет бюджета возмещаются только расходы соответствующей некоммерческой организации (полностью или частично). Прибыль она от выполнения социального заказа не получает, что позволяет экономить бюджетные средства. Смысл ее участия в социальном заказе состоит в том, что за счет бюджета она способствует реализации своих уставных задач.
Если социальный заказ предполагает, что органы государственной власти изначально ставят перед некоммерческими организациями конкретную задачу, подлежащую решению, задача гранта несколько другая - он позволяет негосударственным некоммерческим организациям самим предложить программу (проект) в социально значимой для города сфере и, если этот проект победит на конкурсе, получить средства, возмещающие (полностью или частично) расходы на его реализацию. Это позволяет некоммерческим организациям проявлять творческий подход и самостоятельно разрабатывать полезные для общества инициативы. Грант определяется как предоставление негосударственной некоммерческой организации на безвозмездной безвозвратной основе средств бюджета города Москвы в форме субвенции или субсидии в целях финансирования расходов по осуществлению общественно - гражданских инициатив в целях социально - экономического развития города Москвы. Вариантом гранта является последующая компенсация из бюджета, естественно, также на конкурсных началах, затрат, уже осуществленных некоммерческой организацией на инициативную реализацию собственных программ (проектов).
В законопроекте устанавливается механизм получения некоммерческими организациями социального заказа и грантов, определяются формы контроля за исполнением соответствующих договоров. Хотя социальный заказ не является разновидностью государственного заказа (он урегулирован как иная форма расходования бюджетных средств - субсидии и субвенции), предусмотрено его субсидиарное (в части, не урегулированной Законом № 8) регулирование Законом города Москвы "О городском государственном заказе", о чем там делается оговорка. Социальный заказ и гранты будут предоставляться некоммерческим организациям только в том случае, если соответствующие средства будут предусматриваться бюджетом, в том числе в рамках городских целевых программ.
Для упорядочения взаимоотношений негосударственных некоммерческих организаций с органами исполнительной власти города Москвы вводится добровольная аккредитация этих организаций в отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы, осуществляющих полномочия в сферах, к которым относятся цели и задачи соответствующих негосударственных некоммерческих организаций. Это позволит наладить более тесное взаимодействие между соответствующим органом и организациями.
Больше императивности придается формам неэкономического взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями. Расширяются возможности участия некоммерческих организаций в формировании и оценке городских целевых программ (соответствующие изменения вносятся в Закон города Москвы "О городских целевых программах в городе Москве").
В вышеуказанные законы города Москвы вносится еще ряд поправок редакционного характера.
Законопроект не потребует дополнительных расходов из городского бюджета. Его возможное принятие и последующая реализация позволят экономить бюджетные средства с помощью частичной замены городского государственного заказа социальным заказом, а также в целом позволит негосударственным некоммерческим организациям более активно участвовать в решении стоящих перед городом задач.