Главная / Законы / Проекты Законов / О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 ``О благотворительной деятельности``
Вносится депутатом Московской городской Думы С.В.Орловым
Закон города Москвы от _________ №___
"О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 "О благотворительной деятельности"
Статья 1. Внести в Закон города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 "О благотворительной деятельности" следующие изменения и дополнения:
1. В статье 3:
часть вторую исключить;
часть третью считать частью второй и изложить в следующей редакции:
"Благотворительная организация - неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных федеральным законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Статус организации как благотворительной не зависит от наличия или отсутствия слова "благотворительная" в ее названии, а определяется соответствием целей и задач организации, других уставных норм и фактической деятельности федеральному законодательству о благотворительной деятельности и благотворительных организациях.";
часть четвертую считать частью третьей и изложить в следующей редакции:
"Благотворительная программа - комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.";
часть пятую считать частью четвертой;
части шестую и седьмую исключить;
части восьмую и девятую считать частями пятой и шестой.
2. Статью 5:
дополнить абзацем следующего содержания:
"иные цели, не противоречащие федеральному законодательству.";
дополнить частью второй следующего содержания:
"Направление материальных и денежных средств, оказание помощи и поддержки в иных формах коммерческим организациям, политическим партиям, движениям, общественным объединениям и выборным кампаниям благотворительной деятельностью не являются.".
3. Статью 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 6. Организационно - правовые формы благотворительных организаций
Благотворительные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций с учетом установленных им ограничений.
Требования к уставным нормам, порядок изменения устава, реорганизации и ликвидации благотворительной организации; порядок ее деятельности, управления имуществом и соответствующие ограничения определяются законодательством Российской Федерации.
Учредителями благотворительных фондов, собственниками благотворительных учреждений и членами благотворительных ассоциаций (союзов) не могут быть органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.".
4. В статье 7:
в части первой слова "Разрешается регистрация благотворительной организации по юридическому адресу, предоставляемому физическим лицом по месту его жительства." исключить;
часть третью изложить в следующей редакции:
"Право благотворительной организации, занимающейся более года на территории города Москвы благотворительной деятельностью, цели которой соответствуют указанным в статье 5 настоящего Закона, на получение предусмотренных законодательством города Москвы льгот удостоверяется Паспортом благотворительной организации (далее в настоящем законе - Паспорт);
в части четвертой слова "наличия статуса "благотворительная" в городе Москве" заменить словами "наличия Паспорта";
дополнить частью пятой следующего содержания:
"Благотворительной организации, деятельность которой соответствует положениям федерального законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях и положениям настоящего Закона, не может быть отказано в выдаче Паспорта.".
5. Статью 9 исключить.
6. В статье 10:
часть третью изложить в следующей редакции:
"На благотворительные цели после уплаты всех причитающихся в соответствии с действующим законодательством платежей в бюджет должно быть использовано не менее восьмидесяти процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.";
часть четвертую исключить;
части пятую - восьмую считать частями четвертой - седьмой.
8. В части четвертой статьи 12:
абзац третий изложить в следующей редакции: "экспертиза городских целевых программ поддержки благотворительной деятельности";
абзац пятый изложить в следующей редакции: "решение вопроса о выдаче Паспортов";
абзац шестой исключить;
абзацы седьмой - одиннадцатый считать абзацами шестым - десятым.
9. В статьи 13:
изложить название в следующей редакции:
"Экономическое стимулирование и государственная поддержка благотворительной деятельности в городе Москве";
абзацы пятый и шестой части первой исключить;
абзац первый части второй исключить;
в абзаце втором части второй слова "или муниципальной" исключить;
абзацы второй-четвертый части второй считать абзацами пятым - седьмым части первой;
часть третью считать частью второй;
в части второй слова "кроме случаев нецелевого использования указанных средств" заменить словами "кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством":
часть четвертую исключить.
10. Дополнить статьей 13-1 следующего содержания:
"Статья 13.1. Меры нематериального поощрения субъектов, осуществляющих деятельность по достижению благотворительных целей.
1. Для поднятия статуса благотворительной деятельности могут применяться следующие меры по моральному поощрению субъектов, осуществляющих деятельность по достижению благотворительных целей:
- награждение субъектов благотворительной деятельности нагрудным знаком, почетной грамотой, дипломом и благодарностью;
- присвоение имени жертвователя, либо указанного им физического или юридического лица определенным видам объектов и денежных выплат;
- присвоение почетных званий;
- установка памятных знаков.
Различные виды поощрения могут использоваться одновременно и в различных сочетаниях.
2. Порядок учреждения и применения мер нематериального поощрения устанавливается Правительством Москвы по представлению городского Благотворительного совета, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством порядок применения соответствующего вида поощрения должен устанавливаться законом города Москвы.
3. Благотворительными организациями, иными юридическими и физическими лицами могут самостоятельно учреждаться и применяться иные меры поощрения субъектов, осуществляющих деятельность по достижению благотворительных целей, не имеющие официального статуса.".
11. Статьи 14 и 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 14. Предоставление льгот благотворительным организациям и благотворителям и лишение их льгот
Право организации на льготы, установленные настоящим Законом, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами города Москвы для благотворительных организаций, возникает с момента получения ею Паспорта.
Благотворители имеют право на льготы, установленные для благотворителей правовыми актами города Москвы, в том числе статьей 13 настоящего Закона, при пожертвованиях, направленных в имеющую Паспорт благотворительную организацию.
Право на льготы благотворительной организации, созданных ею учреждений, ее благотворителей прекращается с момента прекращения действия Паспорта.
Действие Паспорта прекращается в случаях:
- аннулирования Паспорта городским Благотворительным советом по решению суда;
- истечения срока действия Паспорта;
- приостановления действия Паспорта.
Прекращение действия Паспорта не влечет возвращения средств, уплаты налогов или выплаты компенсаций за пользование льготами, полученными на основании благотворительного статуса, организацией и благотворителем.
Статья 15. Городские целевые программы поддержки благотворительной деятельности.
Городская целевая программа поддержки благотворительной деятельности может предусматривать направление средств бюджета города Москвы благополучателям на долевых началах со средствами благотворителей (благотворительных организаций), непосредственно благотворительным организациям на софинансирование благотворительных программ, а также на содержание благотворительных организаций, в случае, если содержание благотворительной организации позволит аккумулировать и направить на социально значимые цели средства благотворителей.
Городские целевые программы поддержки благотворительной деятельности предварительно рассматриваются городским Благотворительным советом и утверждаются в порядке, установленном законом города Москвы, регулирующим городские целевые программы..
Перед утверждением городской целевой программы поддержки благотворительной деятельности проводится ее экспертиза в соответствии с Положением, утвержденным городским Благотворительным советом. Положение об экспертизе должно содержать: показатели и критерии оценки программы; механизм подбора экспертов; количество параллельных экспертиз по одной программе (не менее трех); механизм выработки окончательного заключения экспертизы по результатам параллельных экспертиз.".
12. В статье 16:
в части первой слова "организациями, имеющими статус "благотворительная"" в городе Москве заменить словами "благотворительными организациями";
в части пятой слова "по решению городского Благотворительного совета или" исключить.
13. Статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Аннулирование и приостановление действия Паспорта
Паспорт благотворительной организации может быть аннулирован в судебном порядке по заявлению Городского Благотворительного совета:
- при невыполнении в установленные сроки предписания городского Благотворительного совета об устранении нарушений;
- при нарушении требований, предъявляемых к благотворительным организациям федеральным законодательством о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, настоящим Законом, и требований налогового законодательства, если в течение года уже совершались аналогичные нарушения, за которые организация предупреждалась городским Благотворительным советом, государственным контрольным органом, налоговым органом в письменной форме;
- при реорганизации и изменении уставных норм благотворительной организации, учитываемых при выдаче Паспорта.
При предъявлении судебного иска об аннулировании Паспорта благотворительной организации городской Благотворительный совет вправе приостановить действие Паспорта, о чем в трехдневный срок уведомляются благотворительная организация и государственные контрольные органы (по принадлежности).
Городской Благотворительный совет не вправе инициировать вопрос об аннулировании Паспорта из-за нарушений, за которые уже были применены санкции, признанные неправомерными в судебном порядке.".
14. В части первой статьи 21:
слова "сорока пяти дней" заменить словами "тридцати дней";
дополнить часть первую предложением следующего содержания: "В случае необходимости указанный срок может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней.".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Редактор проекта закона
депутат Московской городской Думы
С.В.Орлов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 5 июля 1995 г. № 11-46 "О благотворительной деятельности"
Основная цель законопроекта - устранение из Закона города Москвы "от 5 июля 1995 г. № 11-46 "О благотворительной деятельности" (далее - Закон города Москвы) положений, спорных с точки зрения соответствия положениям федерального законодательства, прежде всего Федерального закона от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Федеральный закон), не согласующихся с иными положениями законодательства города Москвы, а также редакционное улучшение положений Закона города Москвы.
Основные изменения и дополнения состоят в следующем:
1) определение благотворительной организации приводится в соответствие с Федеральным законом;
2) действующая редакция Закона города Москвы предусматривает выдачу паспорта благотворительной организации в Москве (документа, дающего право пользоваться льготами, установленными в городе Москве для благотворительных организаций) любым организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, а не только благотворительным. Это спорно с точки зрения Федерального закона, четко определившего понятие благотворительной организации. Тем более, что в Законе города Москвы не содержится объективный критерий, при котором организация, не являющаяся благотворительной, может рассчитывать на получение Паспорта. По буквальному смыслу Закона этот статус может получить и коммерческая организация, несколько раз в течение года осуществившая незначительные благотворительные проекты. Такое размывание статуса благотворительной организации недопустимо.
Поэтому законопроект предусматривает, что Паспорт может получить именно благотворительная организация. Более того, как гарантия их прав добавляется положение, согласно которому благотворительной организации, деятельность которой соответствует положениям федерального законодательства о благотворительной деятельности и благотворительных организациях и положениям настоящего Закона, не может быть отказано в выдаче Паспорта (статья 7). Данные положения не ставят под сомнение саму систему паспортизации благотворительных организаций для получения льгот, предусмотренных законодательством Москвы, и соответствующие полномочия Городского Благотворительного совета;
3) Согласно статье 3 Закона города Москвы предусматривается наличие, помимо благотворительных программ собственно организаций, городских, окружных и районных благотворительных программ. Это не согласуется со статьей 17 Федерального закона, согласно которой благотворительная программа может быть только программой организации. Поэтому в Закон города Москвы, вместо положений о московской городской благотворительной программе, включаются положения о городской целевой программе поддержки благотворительной деятельности (например, статья 15), что вполне допустимо;
4) устраняются положения о гражданско-правовых аспектах деятельности благотворительных организаций, согласно пункту "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации подлежащей регулированию только федеральным законодательством;
5) исключается аннулирование действия паспорта по решению Городского Благотворительного совета - он может только обратиться в суд, а до судебного решения приостановить действие Паспорта.
Кроме того, вводится новая статья 13.1, устанавливающая меры нематериального поощрения субъектов благотворительной деятельности. Более подробное регулирование этих мер должно быть осуществлено Правительством Москвы.