Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Проекты Законов / О признании утратившим силу Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ `О финансово-промышленных группах`


Обсудить в форуме по законодательству >>>

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О признании утратившим силу Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"

Статья 1. О признании утратившим силу Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"

Признать утратившим силу Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год, № 49, ст. 4697) .

Статья 2. Аннулирование регистрации финансово-промышленных групп

С момента вступления в силу настоящего Федерального закона государственная регистрация финансово-промышленных групп прекращается, регистрация действующих финансово-промышленных групп аннулируется.
Финансово-промышленные группы продолжают свою деятельность в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", регулирующих правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ.

Статья 3. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Абзац двадцать четыре статьи 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991 год, № 16, ст. 499) исключить.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 4. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

Проект разработан
Фондом системного анализа и социально-экономического проектирования



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона Российской Федерации
"О признании утратившим силу Федерального закона от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"

Существование Федерального закона "О финансово-промышленных группах" не оправдано как с юридической, так и с экономической точки зрения. Финансово-промышленная группа (ФПГ) - интегрированная структура по признаку структуры собственности, а не юридическое образование, и регулирование ее деятельности, аналогичное регулированию деятельности организационно-правовой формы юридического лица, неправомерно.
В связи с существованием ФЗ "О финансово-промышленных группах" неясен статус подобных образований. Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц - коммерческих организаций установлен в Гражданском кодексе РФ. В целях регулирования деятельности организационно-правовых форм юридических лиц - коммерческих организаций приняты федеральные законы об организационно-правовых формах. ФПГ не является организационно-правовой формой юридического лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ. ФПГ является лишь экономической формой деятельности определенных дочерних и зависимых обществ и их головной компании.
Между тем в Законе указано, что ФПГ подлежат регистрации, предусмотрен специальный реестр финансово-промышленных групп, предусмотрена процедура ликвидации ФПГ, содержатся сведения о составе и порядке функционирования органов управления ФПГ. Как видно из вышеуказанного, для ФПГ установлено регулирование, во многом схожее с регулированием юридического лица, между тем как ФПГ им не является. Установлены обязательные требования к уставу центральной компании ФПГ, что противоречит ФЗ "Об акционерных обществах", в котором устанавливается исчерпывающий перечень обязательных положений устава акционерного общества.
Также можно отметить, что правовое регулирование ФПГ в схоже также с регулированием деятельности ассоциаций (союзов) коммерческих организаций. Так, в Законе указано, что центральная компания финансово- промышленной группы может быть создана в форме ассоциации, союза. В соответствии с Гражданским кодексом РФ союзы (ассоциации) юридических лиц являются некоммерческими организациями. По своей сути ФПГ не может являться подобной некоммерческой организацией, т.к. очевидно, что ее деятельность направлена на извлечение прибыли.
Согласно Гражданскому кодексу РФ правоспособность коммерческих организаций является общей (за исключением унитарных предприятий), между тем в Законе указано, что при обнаружении соответствующим органом государственной власти отклонений в деятельности центральной компании ФПГ от ее устава, в отношении ФПГ и ее руководящих органов применяются штрафные санкции, что позволяет сделать вывод о том, что Законом установлена специальная правоспособность для ФПГ, в обход статьи 49 Гражданского кодекса РФ.
Нецелесообразны положения Закона, в соответствии с которым предусмотрены меры государственной поддержки ФПГ. Это такие меры, как предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы, а также возможность Центрального банка Российской Федерации предоставления банкам - участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования. Такие меры необоснованны экономически и предоставляют неоправданное преимущество отдельным участникам рынка, к тому же являющимися частными компаниями.
Одним из наиболее спорных является положение, согласно которому ФПГ приобретает статус консолидированного налогоплательщика. В Налоговом кодексе РФ в настоящий момент нет положений, предусматривающих возможность образования консолидированной группы налогоплательщиков, и такого термина не содержится. Признание ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков, может способствовать возникновению злоупотреблений со стороны участников ФПГ, а также усложнению проведения контроля со стороны налоговых органов за отчетностью ФПГ. Во многих индустриально развитых странах такие положения отсутствуют. Кроме того, указанные нормы ФЗ "О финансово-промышленных группах" не нашли отражения в Налоговом кодексе РФ.
Исходя из указанного, можно сделать вывод о том, что существование ФЗ "О финансово-промышленных группах" нецелесообразно - его положения неоправданны как с экономической, так и с юридической точки зрения. Представляется целесообразным отменить рассматриваемый Федеральный закон

Обсудить в форуме по законодательству >>>

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

FinS.ru © 2003-2022
sunrize
info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,