Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Законы по управлению имуществом / Новосибирская область


06 декабря 2001 года
N 198-ОЗ

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН

ОБ УПРАВЛЕНИИ И РАСПОРЯЖЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением Новосибирского
областного Совета депутатов
от 21.11.2001 N 198-ОСД

Настоящий Закон определяет порядок управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области и полномочия органов государственной власти области в этой сфере.
Порядок управления и распоряжения землей, природными ресурсами, жилыми помещениями, особо охраняемыми природными объектами, объектами интеллектуальной собственности, государственными ценными бумагами, выпущенными в виде долговых обязательств Новосибирской области, в том числе облигациями, средствами областного бюджета области регулируется федеральными законами, законами области, иными нормативными правовыми актами.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области

Законодательство в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области (далее - собственность области) состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов области.

Статья 2. Право собственности Новосибирской области

1. Новосибирской области как собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения государственным имуществом Новосибирской области (далее - областное имущество).
От имени Новосибирской области (далее - области) право собственности осуществляют органы государственной власти области и уполномоченные ими органы по управлению и распоряжению собственностью области в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Областное имущество может быть использовано для любых не запрещенных законодательством видов деятельности.
Реализация областью права собственности не может нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе субъектов права частной, муниципальной, федеральной собственности и собственности других субъектов Российской Федерации.
3. Областное имущество может быть отчуждено в собственность других лиц, передано им во владение, пользование и распоряжение без смены собственника, использовано в качестве предмета залога, обременено другими способами, передано в доверительное управление.
4. Область несет бремя содержания и риск случайной гибели или случайного повреждения областного имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
5. Особенности осуществления права собственности в отношении областного имущества, расположенного на территории других субъектов Российской Федерации и иностранных государств, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Объекты права собственности области

В собственности области, как субъекта Российской Федерации, находятся:
а) средства областного бюджета;
б) земельные участки, горные отводы, природные ресурсы, переданные в собственность области в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
в) имущество, переданное в собственность области федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, иностранными государствами;
г) имущество, созданное или приобретенное за счет средств областного бюджета;
д) имущество, переданное областным государственным унитарным предприятиям и областным государственным учреждениям соответственно в хозяйственное ведение и оперативное управление;
е) доходы, плоды, продукция, получаемые от хозяйственного и иного использования объектов собственности области;
ж) объекты культурного достояния, в том числе памятники истории, культуры и архитектуры, находящиеся в собственности области;
з) недвижимость в жилищной сфере, находящаяся в собственности области;
и) ценные бумаги и иные финансовые активы;
к) имущественные права;
л) имущество, входящее в состав областной казны.

Статья 4. Органы, осуществляющие управление и распоряжение собственностью области

1. От имени области права собственника в пределах установленной законодательством компетенции осуществляют органы государственной власти:
а) Новосибирский областной Совет депутатов - законодательный (представительный) орган государственной власти;
б) администрация Новосибирской области - высший исполнительный орган государственной власти.
2. Органом, уполномоченным управлять и распоряжаться областным имуществом, является департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области (далее - департамент).
3. Управление объектами культурного и исторического наследия Новосибирской области осуществляет Научно - производственный центр по сохранению историко - культурного наследия Новосибирской области.
4. Продажу областного имущества в порядке приватизации осуществляет Фонд имущества Новосибирской области.
5. Контроль за эффективностью управления и распоряжения собственностью области осуществляет Контрольно - счетная палата Новосибирской области.

Статья 5. Полномочия Новосибирского областного Совета депутатов

К полномочиям Новосибирского областного Совета депутатов по осуществлению права собственности относятся:
а) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения собственностью области;
б) утверждение в составе областного бюджета объемов доходов от использования имущества, находящегося в собственности области, а также объемов расходов на приобретение имущества в областную собственность;
в) утверждение областной программы приватизации и отчета о ее исполнении;
г) согласование отчуждения объектов недвижимости, находящихся в собственности области;
д) согласование отчуждения акций открытых акционерных обществ, закрепленных в собственности области (до принятия областной программы приватизации);
е) утверждение в составе областного бюджета субвенций, субсидий, бюджетных кредитов и инвестиций областным государственным унитарным предприятиям;
ж) согласование в составе плана социально - экономического развития на очередной год мер, направленных на повышение эффективности управления собственностью области;
з) принятие решений о согласовании передачи объектов собственности области в муниципальную или федеральную собственность либо о приобретении в собственность области объектов собственности Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ за счет средств областного бюджета в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами;
и) принятие решения о создании областных государственных учреждений для обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов;
к) осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере управления и распоряжения собственностью области.

Статья 6. Полномочия администрации Новосибирской области

К полномочиям администрации Новосибирской области по осуществлению права собственности относятся:
а) управление и распоряжение собственностью области в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами области;
б) принятие нормативных правовых актов по вопросам управления и распоряжения собственностью области;
в) осуществление контроля за целевым использованием и сохранностью областного имущества;
г) создание областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, утверждение их уставов, заключение контрактов с руководителями областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;
д) представление интересов области в суде, арбитражном суде;
е) внесение от имени области областного имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;
ж) приобретение имущества в собственность области и отчуждение имущества, находящегося в собственности области, в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 7. Полномочия территориальных органов государственной власти области по управлению областным имуществом

1. Территориальные органы государственной власти Новосибирской области вправе осуществлять отдельные полномочия по управлению и распоряжению областным имуществом в соответствии с Законом Новосибирской области "О территориальных органах государственной власти Новосибирской области".
Перечни объектов собственности области, в отношении которых осуществляются эти полномочия, утверждаются главой администрации области.
2. Доходы от сдачи в аренду и реализации областного имущества, полномочия по управлению и распоряжению которым переданы территориальным органам государственной власти Новосибирской области, зачисляются в соответствующие бюджеты согласно нормативам, устанавливаемым ежегодно в законе области об областном бюджете.

Статья 8. Управление и распоряжение областным имуществом

1. Управление и распоряжение областным имуществом включает:
а) учет областного имущества и ведение Реестра государственной собственности Новосибирской области;
б) определение предмета и целей деятельности создаваемых областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;
в) управление и распоряжение имуществом областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений;
г) управление и распоряжение находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
д) управление имуществом, входящим в состав областной казны;
е) установление порядка приобретения, отчуждения, сдачи в аренду, внесения в уставные капиталы хозяйственных обществ, передачи имущества в залог, безвозмездное пользование и доверительное управление;
ж) контроль за эффективным использованием и сохранностью областного имущества;
з) защиту права собственности области.

Статья 9. Учет областного имущества

1. Областное имущество, а также областные государственные унитарные предприятия и областные государственные учреждения подлежат учету в Реестре государственной собственности Новосибирской области (далее - Реестр).
2. Ведение Реестра осуществляется департаментом в соответствии с Положением о Реестре, утвержденном главой администрации области.
3. Учету в Реестре подлежат:
а) областные государственные унитарные предприятия;
б) областные государственные учреждения;
в) имущество, переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление соответственно областным государственным унитарным предприятиям и областным государственным учреждениям;
г) имущество, входящее в состав областной казны;
д) находящиеся в собственности области акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
е) прочие активы, по которым в дальнейшем предусмотрена капитализация в акции (доли);
ж) объекты незавершенного строительства;
з) иные объекты собственности области.
4. Администрация Новосибирской области в течение месяца после окончания календарного года информирует Новосибирский областной Совет депутатов об изменениях, внесенных в Реестр в истекшем году.
5. Новосибирский областной Совет депутатов, комитеты и депутаты областного Совета вправе запрашивать информацию об областном имуществе, находящемся в Реестре, по состоянию на определенную дату.

Глава 2. Управление имуществом областных государственных унитарных предприятий

Статья 10. Областное государственное унитарное предприятие

1. Областное государственное унитарное предприятие (далее - предприятие) - коммерческая организация, имущество которой находится в собственности области и принадлежит ей на праве хозяйственного ведения. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
2. Целями управления предприятиями являются:
а) развитие производства, увеличение выпуска продукции;
б) улучшение финансовых показателей;
в) получение доходов областного бюджета за счет части прибыли указанных предприятий;
г) сохранение и создание дополнительных рабочих мест, а также другие цели.
3. Цели управления каждым предприятием определяются исходя из целей участия области в управлении данным предприятием и интересов самого предприятия.
4. Управление предприятием включает в себя:
а) решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации предприятия;
б) определение предмета и целей деятельности предприятия;
в) утверждение устава предприятия, показателей эффективности его деятельности, порядка отчетности предприятия;
г) назначение и освобождение руководителя предприятия;
д) установление порядка и условий использования закрепленного за предприятием имущества;
е) установление предприятиям размеров отчислений от прибыли для зачисления в областной бюджет;
ж) контроль за деятельностью предприятий.

Статья 11. Создание предприятий

1. Предприятия создаются на основании постановления главы администрации Новосибирской области.
Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.
Наименование предприятия должно содержать указание на собственника имущества.
Подведомственность предприятий структурным подразделениям администрации устанавливается главой администрации области. Предприятия, подведомственность которых временно не определена, подведомственны департаменту.
Руководитель предприятия назначается и освобождается от должности главой администрации области. Контракт с руководителем предприятия заключается в соответствии с типовым контрактом, утвержденным постановлением главы администрации области.
2. Учредительным документом предприятия является устав, который в соответствии с действующим законодательством должен включать определение предмета и целей деятельности предприятия, видов его деятельности, сведения о размере уставного фонда и источников его формирования, полномочия руководителя предприятия и иные положения, предусмотренные действующим законодательством.
Устав предприятия утверждается департаментом по согласованию с соответствующим отраслевым структурным подразделением администрации области. Устав предприятия должен соответствовать типовому уставу областного государственного унитарного предприятия, утвержденному постановлением главы администрации области.

Статья 12. Имущество предприятия

1. Имущество предприятия формируется за счет имущества, переданного собственником на праве хозяйственного ведения, средств, выделяемых целевым назначением из областного бюджета, прибыли от собственной деятельности и иных источников в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия.
2. Закрепление областного имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием осуществляет департамент на основании акта приема - передачи, утвержденного распоряжением департамента.
3. Закрепленные за предприятием объекты движимого и недвижимого имущества подлежат учету в Реестре и отражаются в балансе предприятия.
4. Приобретенное в процессе деятельности предприятия имущество закрепляется за ним в порядке, установленном в пунктах 2, 3 настоящей статьи, с внесением соответствующих дополнений в Реестр.
5. Предприятие не вправе продавать закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, вносить его в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ, сдавать в аренду, передавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия департамента. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами.
6. Предприятие вправе создавать дочернее государственное унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение. Передача недвижимого имущества осуществляется по согласованию с департаментом. Устав дочернего предприятия утверждается учредившим его предприятием. Руководитель предприятия назначает руководителя дочернего предприятия и заключает с ним контракт.
7. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
8. Учет предприятий осуществляется департаментом.

Статья 13. Финансово - хозяйственная деятельность предприятий

1. Финансово - хозяйственная деятельность предприятия осуществляется на основе ежегодно составляемого им государственного плана (далее - план), который должен содержать основные финансово - экономические показатели деятельности предприятия, а также размер отчислений от прибыли для зачисления в областной бюджет и иные сведения, характеризующие его деятельность.
Размеры отчислений от прибыли предприятий в доходы областного бюджета ежегодно утверждаются главой администрации области на основании предложений отраслевых балансовых комиссий.
2. План предприятия на очередной календарный год утверждается руководителем соответствующего структурного подразделения администрации области не позднее 01 октября текущего года и направляется в департамент, а также в подразделения администрации области, ответственные за планово - прогнозную и финансовую деятельность.
На основе представленных планов подразделение администрации области, ответственное за планово - прогнозную деятельность, разрабатывает план развития государственного сектора экономики области с указанием размера доходов, подлежащих перечислению в областной бюджет, от использования государственной собственности области.
3. Отчет о финансово - хозяйственной деятельности и выполнении плана представляется руководителем предприятия в отраслевое структурное подразделение администрации области, подразделение администрации области, ответственное за планово - прогнозную деятельность и департамент не позднее 1-го квартала по окончании календарного года.

Статья 14. Участие структурных подразделений администрации области в управлении предприятиями

1. Координацию и регулирование деятельности предприятий в соответствующих отраслях осуществляют заместители главы администрации области и соответствующие структурные подразделения администрации области.
2. Отраслевые структурные подразделения администрации области:
а) направляют своих представителей в состав комиссий по рассмотрению вопросов финансово - хозяйственной деятельности предприятий и аттестации руководителей предприятий;
б) участвуют в подготовке перечня и порядка определения показателей экономической эффективности деятельности предприятий;
в) анализируют финансово - хозяйственную деятельность предприятий, представляют в департамент предложения по их реорганизации, включая преобразование в открытые акционерные общества, сохранению в форме областных государственных унитарных предприятий, ликвидации или приватизации;
г) обеспечивают представление отчетности руководителями предприятий в соответствии с утвержденным порядком, контролируют их деятельность;
д) осуществляют подбор, учет, подготовку резерва руководителей предприятий;
е) вносят предложения о возможности отчуждения объектов недвижимости, закрепленных за предприятиями.

Статья 15. Реорганизация и ликвидация предприятий

1. Реорганизация и ликвидация предприятий осуществляется на основании заключения межведомственной (балансовой) комиссии.
Решение о реорганизации и ликвидации предприятий принимается главой администрации области по представлению департамента и соответствующего отраслевого структурного подразделения администрации области.
2. Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

Глава 3. Управление имуществом областных государственных учреждений

Статья 16. Областное государственное учреждение

1. Областное государственное учреждение (далее - учреждение) - некоммерческая организация, создаваемая органом государственной власти области для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из областного бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Цель создания каждого учреждения определяется исходя из целей обеспечения государственных функций на территории области.
2. Управление учреждением включает:
а) решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации учреждения;
б) определение предмета и целей деятельности учреждения;
в) утверждение устава учреждения;
г) назначение и освобождение руководителя учреждения;
д) установление порядка и условий использования учреждением имущества, переданного в оперативное управление, контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества.

Статья 17. Создание учреждений

1. Учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.
2. Учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, который должен включать в себя определение предмета и целей деятельности учреждения, видов его деятельности, порядок управления деятельности учреждения, полномочия руководителя и иные положения, не противоречащие действующему законодательству.
Устав учреждения должен соответствовать типовому уставу областного государственного учреждения, утвержденному постановлением главы администрации области.
3. Создание, ликвидация и реорганизация учреждений, учредителем которых выступает областной Совет депутатов, осуществляются на основании постановлений областного Совета депутатов.
Создание, ликвидация и реорганизация учреждений, учредителем которых выступает администрация области, осуществляются на основании постановлений главы администрации области.
4. Уставы учреждений, учредителем которых является областной Совет депутатов, разрабатываются в соответствии с типовым уставом и утверждаются областным Советом депутатов.
Уставы учреждений, учредителем которых является администрация области, утверждаются департаментом по согласованию с соответствующими отраслевыми структурными подразделениями администрации области.
5. Руководитель учреждения, учредителем которого является областной Совет депутатов, назначается на должность и освобождается от должности постановлением областного Совета депутатов.
Руководитель учреждения, учредителем которого является администрация области, назначается и освобождается от должности постановлением главы администрации области.
6. С руководителем учреждения заключается контракт в соответствии с типовым контрактом, утвержденным постановлением главы администрации области.
С руководителем учреждения, учредителем которого является областной Совет депутатов, контракт заключается председателем областного Совета депутатов.
С руководителем учреждения, учредителем которого является администрация области, контракт заключается главой администрации области либо по его поручению иными должностными лицами администрации области.
7. Подведомственность учреждений, учредителем которых является администрация области, структурным подразделениям администрации области устанавливается главой администрации области. Учреждения, подведомственность которых временно не определена, подведомственны департаменту.
8. Учреждение в соответствии с учредительными документами может осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых оно создано.

Статья 18. Имущество учреждений

1. Имущество учреждения является собственностью области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
2. Учреждение в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им.
3. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
4. Собственник вправе изъять излишнее неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению.
5. Доходы учреждений, полученные от предпринимательской деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах областного бюджета как доходы от использования областного имущества.
6. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности его денежных средств.

Статья 19. Порядок закрепления имущества за учреждениями

1. Закрепление областного имущества на праве оперативного управления за учреждением осуществляется департаментом на основании акта приема - передачи, утвержденного распоряжением департамента.
2. Закрепленные объекты недвижимого имущества подлежат учету в Реестре и отражаются в балансе учреждения.
3. Приобретенное учреждением имущество поступает в оперативное управление учреждения и закрепляется в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 20. Участие структурных подразделений администрации области в управлении учреждениями

Отраслевые структурные подразделения администрации области вносят предложения по созданию, реорганизации и ликвидации учреждений, согласовывают устав учреждения и контракт с руководителем учреждения, осуществляют контроль за деятельностью учреждений, вносят предложения о применении мер ответственности к руководителям учреждений, создают и организуют деятельность балансовых и аттестационных комиссий, осуществляют подбор, учет, подготовку резерва руководителей учреждений.

Статья 21. Реорганизация и ликвидация учреждений

1. Реорганизация и ликвидация учреждений осуществляется на основании заключения межведомственной (балансовой) комиссии.
Решение о реорганизации и ликвидации учреждения принимает глава администрации области по представлению департамента и соответствующего структурного подразделения администрации области.
Решение о реорганизации и ликвидации учреждения, учредителем которого являлся областной Совет депутатов, принимает областной Совет депутатов.
2. Ликвидация учреждения осуществляется ликвидационной комиссией в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Управление имуществом органов государственной власти области

Статья 22. Имущество органов государственной власти области

1. В целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти области им передается областное имущество в безвозмездное пользование.
Решение о передаче административных зданий, служебных помещений и другого недвижимого имущества в безвозмездное пользование органам государственной власти области принимает глава администрации области.
2. Договор безвозмездного пользования административными зданиями, служебными помещениями и другим недвижимым имуществом, передаваемым органам государственной власти области, заключает департамент.
3. Изменение целевого назначения административных зданий и служебных помещений, предназначенных для размещения органов государственной власти области, а также передача их и другого недвижимого имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, безвозмездное пользование, залог, аренду иным юридическим и физическим лицам, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и иных организаций, создаваемых с участием области, и совершение с ними иных сделок, влекущих отчуждение или возможность отчуждения имущества, без согласия главы администрации области, а в установленных настоящим Законом случаях и областного Совета депутатов не допускается.

Глава 5. Управление находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ

Статья 23. Основания возникновения права собственности области на акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ

1. Право собственности области на акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ может возникнуть по следующим основаниям:
а) в процессе приватизации предприятий;
б) при учреждении хозяйственных обществ с участием области в соответствии с действующим законодательством;
в) при приобретении акций на рынке ценных бумаг;
г) при выделении средств областного бюджета хозяйственным обществам на инвестиционные цели в соответствии с действующим законодательством;
д) в результате дарения (пожертвования) акций (долей) их владельцами;
е) иных оснований в соответствии с действующим законодательством.
2. Находящиеся в собственности области акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ учитываются департаментом в Реестре.
3. Владельцем акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ от имени области является департамент.

Статья 24. Цели управления находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ

Целями управления находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ являются:
а) обеспечение выпуска продукции (товаров, работ, услуг), имеющих важное значение для экономической и продовольственной стабильности области;
б) развитие производства, увеличение выпуска продукции и достижение хозяйственными обществами определенных производственных показателей;
в) улучшение финансовых показателей хозяйственных обществ;
г) привлечение инвестиций в хозяйственные общества;
д) увеличение доходов областного бюджета за счет дивидендов, выплачиваемых по находящимся в собственности области акциям (долям) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
е) оптимизация количества и отраслевой структуры пакетов акций, находящихся в собственности области, а также другие цели.
Цели управления каждого хозяйственного общества определяются исходя из целей участия области в данном обществе, доли области в его уставном капитале и интересов самого общества.

Статья 25. Способы управления находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ

Управление находящимися в собственности области акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется путем:
а) приобретения акций (долей) в собственность области и их отчуждения;
б) закрепления акций в собственности области;
в) осуществления областью прав акционера (участника) в хозяйственных обществах;
г) передачи территориальным органам государственной власти области полномочий по осуществлению от имени области прав акционера;
д) передача акций (долей) в собственность муниципальных образований;
е) передачи акций в доверительное управление;
ж) передачи акций в залог.

Статья 26. Приобретение и отчуждение акций (долей) и закрепление акций в собственности области

Приобретение и отчуждение акций (долей), закрепление акций в собственности области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 27. Осуществление областью прав акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности области

1. Новосибирская область осуществляет права акционера (участника) в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности области, посредством участия представителей области в органах управления и ревизионных комиссиях указанных обществ и иными способами в соответствии с действующим законодательством.
2. Представитель области в органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ назначается распоряжением департамента по представлению отраслевого структурного подразделения администрации области. Представителями области в акционерных обществах могут выступать государственные служащие и иные граждане Российской Федерации.
3. Департамент заключает с представителем договор о представлении интересов области. Типовой договор утверждается главой администрации области.
4. Представители области осуществляют свои полномочия на основании распоряжения департамента и выданной им в установленном порядке доверенности.
5. Не имеют права быть представителями области в хозяйственных обществах, акции (доли) в уставных капиталах которых находятся в собственности области, следующие физические лица:
а) состоящие с обществом в трудовых отношениях;
б) обладающие правами собственника или кредитора организаций, являющихся поставщиками товаров или услуг обществу, крупными потребителями товаров или услуг, производимых обществом, а также конкурирующие с обществом;
в) имеющие непогашенную судимость за преступления против собственности, преступления в сфере экономической деятельности, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, преступления против государственной власти;
г) иностранные физические лица, лица без гражданства.
6. Представитель области принимает личное участие на общих собраниях и в заседаниях советов директоров, заседаниях ревизионных комиссий хозяйственных обществ, отстаивая права и законные интересы области.
7. Представители области представляют в департамент и в соответствующие отраслевые структурные подразделения администрации области программы деятельности на очередной календарный год и отчеты о деятельности соответствующих обществ в установленном департаментом порядке и форме отчетности.
На основании представленных программ департамент вносит структурному подразделению администрации области, отвечающему за формирование областного бюджета, предложения о включении в доходную часть бюджета области на следующий финансовый год доходов от деятельности хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является область.
8. Назначение представителей области в органы управления и ревизионные комиссии хозяйственных обществ может производится по итогам конкурса, решение о проведении которого принимается департаментом.
9. Одно лицо может быть назначено представителем области в органах управления и ревизионных комиссиях не более чем двух хозяйственных обществ.
10. Порядок осуществления государственными служащими полномочий представителей области в органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ устанавливается в соответствии с законодательством о государственной службе.
11. При преобразовании областных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо при принятии решения о продаже находящихся в собственности области акций открытых акционерных обществ глава администрации области может принять решение о закреплении акций указанных акционерных обществ в собственности области, а также об использовании в отношении открытых акционерных обществ специального права ("золотой акции") на участие области в управлении указанными акционерными обществами.
12. Фонд имущества Новосибирской области владеет переданными департаментом принадлежащими области акциями акционерных обществ до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия области как акционера в данных акционерных обществах.

Статья 28. Передача территориальным органам государственной власти области полномочий по осуществлению от имени области прав акционера (участника) в отношении находящихся в собственности области акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ

Территориальным органам государственной власти области могут быть переданы полномочия по осуществлению от имени области прав акционера (участника) в отношении находящихся в собственности области акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, расположенных на соответствующих территориях районов области и городов областного значения в соответствии с Законом Новосибирской области "О территориальных органах государственной власти в Новосибирской области".

Статья 29. Передача находящихся в собственности области акций в уставных капиталах акционерных обществ в собственность муниципальных образований

1. Глава администрации области по согласованию с областным Советом депутатов может принять решение о передаче на возмездной основе находящихся в собственности области акций в уставных капиталах акционерных обществ в собственность муниципальных образований.
Порядок передачи устанавливается главой администрации области.
2. Стоимость передаваемых акций должна быть не ниже их рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статья 30. Передача находящихся в собственности области акций в уставных капиталах акционерных обществ в доверительное управление и залог

Передача находящихся в собственности области акций в уставных капиталах акционерных обществ в доверительное управление и залог осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Глава 6. Областная казна

Статья 31. Состав областной казны

1. Областную казну составляют средства бюджета области и иное имущество, находящееся в собственности области и не закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями.
2. Настоящим Законом регулируется порядок формирования, использования, учета и управления иным имуществом областной казны, не относящимся к средствам областного бюджета.

Статья 32. Включение имущества в областную казну

1. В областную казну могут включаться:
а) объекты недвижимости (здания, строения, сооружения, помещения и т.д.);
б) ценные бумаги;
в) имущество ликвидированных предприятий (здания, сооружения, оборудование).
2. Имущество поступает в областную казну в случае ликвидации областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, изъятия у действующих областных государственных учреждений, приобретения в собственность области от юридических и физических лиц, если оно не передается в хозяйственное ведение областным государственным унитарным предприятиям или оперативное управление областным государственным учреждениям, а также по решению суда, арбитражного суда.
3. Ценные бумаги, находящиеся в собственности области, за исключением акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, подлежат передаче в областную казну.
4. Имущество ликвидированных областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений передается в казну, если постановлением главы администрации области о ликвидации этих организаций не предусмотрено иное.
5. Департамент формирует реестр имущества, относящегося к областной казне, в отдельном разделе Реестра - "Областная казна".
6. Решение о включении областного имущества в состав областной казны принимает глава администрации области.
Имущество, входящее в состав областной казны, может быть временно оставлено на ответственное хранение у областного государственного унитарного предприятия (учреждения), в хозяйственном ведении (оперативном управлении) которого оно находилось, до принятия решения о его дальнейшем использовании.

Статья 33. Управление имуществом областной казны

Имущество, входящее в состав областной казны, может быть отчуждено, сдано в аренду, внесено в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, передано в хозяйственное ведение (оперативное управление) областным государственным унитарным предприятиям и областным государственным учреждениям области в соответствии с действующим законодательством.

Глава 7. Управление движимым и недвижимым имуществом, находящимся в собственности области

Статья 34. Аренда областного имущества

1. Движимое и недвижимое областное имущество может быть передано в аренду юридическим и физическим лицам по договору. Типовую форму договора аренды разрабатывает и утверждает департамент.
2. При сдаче в аренду движимого и недвижимого областного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, арендодателем является предприятие. Договоры аренды недвижимого имущества подлежат обязательному согласованию с департаментом.
3. По договорам аренды недвижимого и движимого областного имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями, арендодателем является департамент.
4. При сдаче в аренду движимого и недвижимого имущества областной казны арендодателем является департамент.
5. По договорам аренды объектов, являющихся областными памятниками истории и культуры, арендодателем является Научно - производственный центр по сохранению историко - культурного наследия Новосибирской области.
6. Передача областного имущества в аренду осуществляется в порядке, установленном главой администрации области. Арендная плата в полном объеме зачисляется в областной бюджет, если иное не установлено законодательством.
7. Контроль за сохранностью переданного в аренду областного имущества возлагается на арендодателя этого имущества.
8. Право заключения договоров аренды областного имущества может быть передано территориальным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области в отношении объектов, перечень которых определен постановлением главы администрации области.

Статья 35. Передача областного имущества в залог

1. Залог областного имущества осуществляется для обеспечения обязательств Новосибирской области.
2. Передача в залог областного имущества, не закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями, а также акций акционерных обществ, закрепленных в собственности области, осуществляется департаментом по согласованию с областным Советом депутатов.
3. Областное государственное унитарное предприятие осуществляет залог недвижимого имущества в соответствии с настоящим Законом с согласия департамента. Департамент с учетом мнения соответствующего отраслевого структурного подразделения администрации области принимает решение о согласии или об отказе на передачу в залог недвижимого имущества. Согласие оформляется распоряжением департамента.

Статья 36. Передача областного имущества в доверительное управление

1. Решение о передаче областного имущества в доверительное управление принимает глава администрации области по согласованию с соответствующим отраслевым структурным подразделением администрации области.
2. Передача областного имущества в доверительное управление осуществляется департаментом на основании договора в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. Имущество, закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями, не может быть передано в доверительное управление.
4. Передача в доверительное управление акций акционерных обществ, находящихся в собственности области, может осуществляться по итогам конкурса, порядок проведения которого определяет глава администрации области.
5. Департамент вправе контролировать выполнение доверительным управляющим условий договора доверительного управления, а также организовывать проверку отчетов доверительного управляющего независимым аудитором. Критерии эффективности деятельности доверительного управляющего устанавливаются главой администрации области и указываются в договоре доверительного управления.

Статья 37. Передача областного имущества в безвозмездное пользование

1. Областное имущество может быть передано в безвозмездное пользование:
а) областным и федеральным органам государственной власти, а также органам местного самоуправления;
б) государственным и муниципальным учреждениям;
в) общественным организациям.
2. Решение о передаче областного имущества в безвозмездное пользование принимает глава администрации области.
Договор безвозмездного пользования и акты приема - передачи имущества оформляются департаментом.

Статья 38. Внесение областного имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ

1. Областное имущество, а также права пользования этим имуществом, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ. Решение об этом принимается:
а) главой администрации области в отношении имущества, включенного в состав областной казны (за исключением средств областного бюджета);
б) областными государственными унитарными предприятиями.
Предприятие не вправе вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ без согласия департамента.
2. Внесение вклада в денежной форме из областного бюджета производится на основании соответствующего постановления областного Совета депутатов.

Глава 8. Приобретение права собственности области

Статья 39. Основания приобретения права собственности области

1. Собственность области формируется путем:
а) взимания налогов, сборов, иных обязательных платежей, а также поступления неналоговых доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет;
б) разграничения государственной собственности в Российской Федерации и передачи имущественных объектов в собственность области в порядке, установленном федеральным законодательством;
в) приобретения имущества по основаниям, не противоречащим законодательству, в том числе по сделкам об отчуждении имущества (купли - продажи, дарения, мены и др.).
г) получения доходов, плодов и продукции от хозяйственного и иного использования областного имущества;
д) в порядке наследования;
е) по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 40. Приобретение имущества в собственность области

1. Имущество, находящееся в государственной, муниципальной, частной и иной форме собственности может быть передано в собственность области на возмездной либо безвозмездной основе.
2. Обращение с предложением о приобретении имущества в собственность области с обоснованием необходимости приобретения данного имущества направляется главе администрации области для принятия им соответствующего решения.
3. Право инициативы о приобретении имущества в собственность области принадлежит собственнику указанного имущества, органам государственной власти области, органам местного самоуправления, депутатам областного Совета, областным государственным унитарным предприятиям и областным государственным учреждениям.
4. Департамент по поручению главы администрации области готовит перечни имущества для принятия его в собственность области. В случае приобретения в собственность области недвижимого имущества необходимо согласие областного Совета депутатов.
5. В качестве приобретателя имущества выступает департамент, который осуществляет все необходимые действия, связанные с передачей имущества, определяет правовой режим приобретаемого имущества путем закрепления его за областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями или передачи в областную казну в установленном порядке, ведет его учет.
6. Для приобретения имущества в собственность области на возмездной основе используются средства, предусмотренные в расходной части областного бюджета.
7. Приобретение имущества в собственность области может производиться на безвозмездной основе путем принятия дара или пожертвования либо по иным основаниям, предусмотренным законом.

Глава 9. Прекращение права собственности области

Статья 41. Основания прекращения права собственности области

1. Основаниями прекращения права собственности области являются:
а) отчуждение областью своего имущества другим лицам по сделкам, в том числе в порядке его приватизации;
б) прекращение существования имущества в результате его гибели, уничтожения, полного потребления, иных причин, предусмотренных законом;
в) передача объектов собственности области в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности в муниципальную или федеральную собственность;
г) обращение взыскания на областное имущество на основании решения суда, арбитражного суда;
д) иные основания, предусмотренные законом.
2. Отчуждение объектов собственности области является возмездным, за исключением их передачи в порядке разграничения государственной и муниципальной собственности или по иным основаниям, указанным в законе.

Статья 42. Отчуждение областного имущества

1. Любое имущество, за исключением объектов, имеющих наиболее важное социальное или экономическое значение для области, может быть отчуждено в соответствии с действующим законодательством.
Перечень объектов собственности области, не подлежащих отчуждению, утверждается областным Советом депутатов.
2. Отчуждение недвижимого областного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за исключением имущества, указанного в п. 1 настоящей статьи, осуществляется ими с согласия департамента и с учетом мнения соответствующего отраслевого структурного подразделения администрации области.
3. Продажа недвижимого имущества, закрепленного за областными государственными учреждениями, осуществляется в порядке приватизации после его изъятия департаментом.
4. Имущество, находящееся в собственности области, может быть передано в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного имущества.
Продажу областного имущества, в отношении которого принято решение о приватизации, осуществляет Фонд имущества Новосибирской области в установленном законодательством порядке.
5. Средства, полученные от продажи, в том числе приватизации, областного имущества, подлежат зачислению в областной бюджет в порядке и размерах, установленных федеральным и областным законодательством.
6. Отчужденные объекты собственности области исключаются департаментом из Реестра.

Статья 43. Передача областного имущества области в муниципальную собственность

Передача областного имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании постановления главы администрации области в следующем порядке:
орган местного самоуправления, которому уставом муниципального образования предоставлены соответствующие полномочия, вносит в департамент предложение о передаче объектов собственности области в муниципальную собственность;
департамент в месячный срок готовит свое заключение для главы администрации области о целесообразности передачи объектов в муниципальную собственность;
предложение главы администрации области о передаче объектов в муниципальную собственность выносится на рассмотрение областного Совета депутатов;
в случае принятия областным Советом депутатов постановления о согласовании перечня областного имущества, передаваемого в муниципальную собственность, департамент оформляет необходимую документацию и вносит соответствующие изменения в Реестр.

Глава 10. Защита права собственности области

Статья 44. Осуществление защиты права собственности области

1. Защита права собственности области осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
2. Областное имущество может быть истребовано из чужого незаконного владения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Область, как собственник имущества, вправе требовать устранения всяких нарушений ее права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Статья 45. Ответственность за нарушение права собственности области

1. Должностные лица органов государственной власти области, виновные в принятии незаконных решений, повлекших ущерб для собственности области, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Руководители областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений несут ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ними имущества в соответствии с действующим законодательством и контрактом, заключенным с собственником (представителем собственника) имущества.

Глава 11. Заключительные положения

Статья 46. О вступлении в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Закон Новосибирской области от 05.05.1995 N 18-ОЗ "О собственности Новосибирской области", Закон Новосибирской области от 28.02.1997 N 58-ОЗ "О внесении дополнения в Закон Новосибирской области "О собственности Новосибирской области", Закон Новосибирской области от 07.02.2000 N 85-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Новосибирской области "О собственности Новосибирской области", решение Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва от 26.04.95 "О положении об управлении и распоряжении собственностью области, закрепленной за областными предприятиями и учреждениями", решение Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва от 18.09.97 "О внесении изменений и дополнений в положение об управлении и распоряжению собственностью области, закрепленной за областными предприятиями и учреждениями", решение Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва от 23.11.95 "О положении о порядке управления и распоряжения пакетами акций и долями, находящимися в областной собственности", решение Новосибирского областного Совета депутатов первого созыва от 18.09.97 "О внесении изменений и дополнений в положение о порядке управления и распоряжения пакетами акций и долями, находящимися в областной собственности" считать утратившими силу.
3. Администрации области в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Глава администрации
Новосибирской области
В.А.ТОЛОКОНСКИЙ 06 декабря 2001 года
N 198-ОЗ

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

FinS.ru © 2003-2022
sunrize
info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,