Введение налога на недвижимость откладывается до 2006 года
С.В.Орлов депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии по экономической политике
На последних заседаниях кабинета министров широко обсуждается вопрос налогообложения имущества, принадлежащего физическим лицам. Налоговый кодекс РФ провозгласил замену действующих в настоящее время налогов на имущество физических лиц, земельного налога и налога на имущество организаций единым налогом на недвижимость. Однако соответствующая нормативная база, необходимая для претворения этих изменений в жизнь, еще не сформирована. По оценкам Правительства РФ процесс ее формирования продлится до 2006 года.
Соответственно на этот промежуток времени должна быть изменена действующая (давно морально устаревшая) система взимания налогов на имущество физических лиц и земельного налога. Предложения об изменении части второй Налогового кодекса РФ внес на рассмотрение Правительства Минфин России. В соответствии с данными предложениями часть вторая Налогового кодекса РФ должна быть дополнена главами 31 "Налог на имущество физических лиц", 32 "Земельный налог" и 33 "Налог на наследование или дарение".
В указанных законопроектах Минфин предлагает снизить действующие ставки указанных налогов и значительно сократить льготы по уплате налогов. Однако, поскольку данные налоги являются местными налогами, то органам местного самоуправления (а в городах Москве и Санкт-Петербурге - органам власти субъектов Федерации) предоставляется право вводить дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиков.
Сегодня в Москве действуют ставки налога на строения, помещения и сооружения, находящиеся в собственности граждан, установленные Законом города Москвы от 23.10.2002г. №47 в процентах от инвентаризационной стоимости имущества:
для жилых помещений стоимостью
- до 300 тыс. рублей - 0,1%
- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,2%
- свыше 500 тыс. рублей - 0,5%
для нежилых помещений стоимостью
- до 300 тыс. рублей - 0,1%
- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3%
- свыше 500 тыс. рублей - 0,5%.
По нашему мнению, установление прогрессивной шкалы для данного налога абсолютно неоправданно, так как не стимулирует инвестиционные и ипотечные процессы. Более уместно было бы установление наоборот регрессивной или линейной шкалы исчисления налога.
Инвентаризационная стоимость для целей налогообложения в Москве определяется путем перемножения восстановительной стоимости строений, помещений, сооружений в ценах на 1 января 1991 года на ежегодно устанавливаемый Правительством Москвы коэффициент. Для налогообложения строений, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в 2002 году указанный коэффициент установлен в размере 15.
Льготы по уплате налога на имущество физических лиц предоставлены Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 нескольким наименее социально защищенным категориям плательщиков. В частности, освобождены от уплаты налога на строения, помещения и сооружения пенсионеры, инвалиды I и II групп, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, некоторые категории военнослужащих и членов их семей, участники боевых действий и другие категории граждан.
В сегодняшних правовых условиях базой для исчисления налога на имущество физических лиц является инвентаризационная стоимость строения, помещения, сооружения, определяемая органами БТИ. Как показывает практика нормативное определение стоимости имущества (а соответственно базы для налогообложения) не всегда является объективным и не учитывает индивидуальные особенности объекта налогообложения.
В то же время представляется разумным использовать для расчета налогооблагаемой базы рыночную стоимость имущества, в том числе и земельных участков, так как это позволит ввести в России объективный рыночный механизм налогообложения имущества. В законопроектах Минфина предложено методику определения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения утверждать в порядке, определяемом Правительством РФ. На наш взгляд, Правительству необходимо определить лишь основные принципы (стандарты) работы независимых оценщиков по определению стоимости имущества для целей налогообложения, а методические подходы к определению стоимости использовать уже существующие - сложившиеся в российской и международной практике оценочной деятельности. Это, исходя из принципа соревновательности между оценщиками, в известной мере удешевит процедуру определения стоимости имущества для целей налогообложения.
Таким образом, на федеральном уровне должно остаться минимальное число льгот, а местные и региональные власти должны получить возможность варьировать ставки налогов в пределах, установленных Правительством РФ, а также предоставлять льготы наименее социально защищенным слоям населения.