Кадровое обеспечение деятельности по оценке недвижимости
С.В.Орлов депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии по экономической политике, координатор направления "оценочная деятельность"
Обучение экспертов-оценщиков развивалось на рыночной основе в условиях реальной конкуренции среди вузов. В результате на этом рынке обучение сосредоточилось всего в нескольких лучших учебных центрах, расположенных, в основном, в г. Москве и в г. Санкт-Петербурге. В настоящее время в условиях жесткой конкуренции новым претендентам среди вузов достаточно сложно выйти и успешно закрепиться на образовательном рынке по оценке стоимости имущества.
Одним из позитивных результатов конкуренции стал существенный рост качества обучения оценщиков по сравнению с другими экономическими учебными программами и общим образовательным уровнем в России. Не выдерживают конкуренции по качеству с лидерами российского рынка и многочисленные ведомственные образовательные проекты по аналогичной тематике, организованные, нередко, с участием иностранных консультантов за счет средств государственного бюджета, зарубежных кредитов и грантов. На протяжении 1994-2002 гг. курсы отечественных вузов по оценке стоимости имущества устойчиво остаются самыми дорогими на открытом образовательном рынке. А в соответствии с рыночной оценкой, как известно, чем товар лучше, тем, при прочих равных условиях, он дороже.
Исторически сложилось так, что обучение оценщиков в России ведется, в основном, на двухнедельных курсах, т.е. на базе программ повышения квалификации. Такая практика долгое время устраивала всех - и образовательные учреждения, и самих слушателей. Непродолжительность курсов по времени частично компенсировалась их интенсивностью и достаточно узкой специализацией по тематике.
По мере "снятия сливок" на рынке оценочного образования в России количество слушателей, по действовавшей в конце 1997 г. - начале 1998 г. высокой цене, стало быстро сокращаться. Этот процесс еще более усугубил произошедший в августе 1998 года экономический кризис, который существенно ухудшил рыночные позиции некоторых известных учебных центров. Для выхода из этого положения они при поддержке аппарата Минимущества России - уполномоченного органа по регулированию оценочной деятельности - инициировали процесс пересмотра сложившейся системы обучения оценщиков. Важной составляющей пакета предложений была идея о необходимости организации образования оценщиков по не менее чем 500-часовым программам профессиональной переподготовки. Однако, несмотря на формально приводимые аргументы в пользу такого реформирования, по существу главная цель предлагаемых изменений была направлена на то, чтобы заставить оценщиков ради получения федеральной лицензии, обучиться "по новому кругу", а заодно административными методами через процедуры аккредитации вузов, согласования учебных программ, аттестации экспертов и т.д. "выдавить" с рынка своих конкурентов.
Попытка введения обязательной более унифицированной и продолжительной программы профессиональной переподготовки изначально была направлена, прежде всего, против узкопрофильных вузов, чьи специализированные краткосрочные курсы повышения квалификации высоко котировались на рынке. В числе этих вузов можно выделить ГУЗ.
Необходимо признать, что в отличие от большинства, не получивших одобрения участниками рынка мер по реформированию системы регулирования оценочной деятельности, предложение о целесообразности обучения оценщиков по программам профессиональной переподготовки нашло достаточное количество своих сторонников. Проведенное на портале по оценке - www.ValNet.ru исследование (Цуканов И.Л., 2002) показало, что 44 % принявших участие в голосовании поддерживают профессиональную переподготовку по не менее чем 500-часовой программе как обязательное условие лицензирования. Половина респондентов (49 %) считают, что достаточным условием лицензирования является обучение по любой образовательной программе продолжительностью более 100 часов и согласованной с уполномоченным органом по регулированию оценочной деятельности. При этом последняя группа не против 500-часовой программы как таковой, но не поддерживает предложение сделать ее обязательной для лицензирования. В нескольких российских вузах (Финансовая академия, РЭА им. Плеханова) уже более года идет обучение слушателей по такой программе. В ГУЗе 80 % слушателей, прошедших повышение квалификации в октябре-декабре 2000 года, выразили намерение пройти профессиональную переподготовку, а половина из них оплатила и продолжила свое образование.
Нами было проведено специальное исследование этой проблемы. ГУЗ имеет 5-летний опыт обучения оценщиков, каждый из которых по окончании курсов заполняет специальную анкету. При анализе более 600 таких анкет было установлено, что примерно 20 % выпускников считают, что двух недель недостаточно для освоения технологии оценки и продолжительность курса обучения должна быть существенно увеличена. Вместе с тем иногородние слушатели в ходе выборочного интервьюирования признавали, что ни экономически, ни физически они не в состоянии, при действующей стоимости и интенсивности образования, выдержать более чем 3-4-недельное обучение по очной форме с аудиторным проведением занятий. Указанные сроки отсутствия по месту жительства являются предельными и с точки зрения поддержки решения об обучении слушателя его коллегами по работе и членами семьи. Проведенные исследования позволили прийти к выводу, что в случае нахождения разумных вариантов снижения негативных последствий отмеченных выше факторов, от 20 до 40 % выпускников курсов повышения квалификации потенциально могут продолжить обучение по программам профессиональной переподготовки.
Опубликовано: Проблемы землеустройства, землепользования и земельного кадастра, т. 1. - М.: ГУЗ, 2003