Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Законы г. Москвы / О развитии образования в городе Москве


Закон г. Москвы
от 20 июня 2001 г. N 25

"О развитии образования в городе Москве"

(с изменениями от 10 октября 2001 г.)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает принципы деятельности органов власти города Москвы по развитию образования, регулирует формы участия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, образовательных учреждений и организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в городе Москве и направлен на обеспечение прав жителей города Москвы на получение образования, а также на поддержку развития образовательной деятельности.

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах личности, семьи, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образовательные учреждения и организации - государственные образовательные учреждения и негосударственные образовательные организации, созданные в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством для некоммерческих организаций, осуществляющие образовательную деятельность, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
Государственные образовательные учреждения города Москвы - юридические лица, созданные в форме учреждения исполнительными органами государственной власти города Москвы для осуществления образовательной деятельности.
Негосударственные образовательные организации - юридические лица, созданные физическими и (или) юридическими лицами в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством для некоммерческих организаций, для осуществления образовательной деятельности.
Государственные органы управления образованием города Москвы - Правительство Москвы и территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в области образования в городе Москве.
Городская государственная система образования - совокупность образовательных и иных учреждений и организаций, подведомственных городскому или окружным органам управления образованием, и реализуемых ими образовательных программ, а также совокупность городских и окружных органов управления образованием.
Отраслевые системы образования города Москвы - совокупность образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими образовательных программ.
Фонд попечителей - юридическое лицо, создаваемое в любой организационно-правовой форме, предусмотренной Федеральными законами от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для оказания содействия в решении актуальных задач развития образовательных учреждений, совершенствования их материально-технической базы и стимулирования труда их работников путем привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.

Статья 3. Основные принципы политики города Москвы в области образования

1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются приоритетными направлениями деятельности органов власти города Москвы.
2. Наряду с принципами, предусмотренными федеральным законодательством, политика города Москвы в области образования основывается также на принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания человека как активного и ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно распоряжаться своим правом на труд, формирования достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве, России;
- светский характер образования в государственных образовательных учреждениях; обеспечение единства федерального и московского культурного и образовательного пространства; общедоступность образования и обеспечение равных возможностей получения образования для всех категорий жителей Москвы;
- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами;
- непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого городской государственной системой образования уровня образования современным международным стандартам и тенденциям развития образования;
- обновление и развитие городской государственной системы образования за счет эффективного использования культурного, научного, производственного потенциала города Москвы, городской инфрастуктуры, поддержки экспериментальной и инновационной деятельности в области образования;
- поддержка национальных, этнических, культурных традиций, содействие развитию этнокультурных образовательных учреждений и организаций;
- свобода, многообразие и вариативность в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием;
- предусмотренная федеральным законодательством самостоятельность государственных образовательных учреждений;
- поддержка негосударственных образовательных организаций;
- ориентация образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Органы власти города Москвы оказывают содействие лицам, проживающим вне территории Российской Федерации и желающим обучаться на русском языке, в получении ими основного общего образования на русском языке.
4. Деятельность органов власти города Москвы по развитию экономики образования основывается на следующих принципах:
- обеспечение многоканальности финансирования образования;
- льготного налогообложения, направленного на поддержку развития системы образования;
- обеспечение нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций;
- поддержка предусмотренной федеральным законодательством хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений и организаций.
5. Органы власти города Москвы разрабатывают и реализуют политику города Москвы в области образования на основе межведомственного подхода и при широком участии общественных объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и объединений, родительских и ученических советов, детских и молодежных организаций.
6. Организационной основой политики города Москвы в области образования является Московская целевая городская программа развития образования.

Глава 2. Обеспечение права жителей Москвы на получение образования

Статья 4. Государственные гарантии права жителей Москвы на получение образования

1. Жителям Москвы гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
2. Жителям Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность получения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также возможность получения на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня получается впервые.
3. Органы власти города Москвы обеспечивают гражданам право на получение образования путем создания и поддержки городской и отраслевых систем образования и создания социально-экономических условий для получения образования в государственных образовательных учреждениях следующих типов:
- дошкольных;
- общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
- образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- образовательных учреждениях дополнительного образования взрослых;
- специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
- образовательных учреждениях дополнительного образования;
- образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
- других образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Органы власти города Москвы гарантируют доступность образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих программы дошкольного образования, путем установления льгот по оплате содержания детей из семей, отнесенных к категории особо нуждающихся в услугах этих учреждений. Критерии отнесения семей к этой категории утверждаются Правительством Москвы с учетом уровня доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей (законных представителей) и других факторов.
5. Органы власти города Москвы оказывают содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе путем развития сети государственных образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, а также посредством предоставления им специальных городских стипендий, включая стипендии для обучения в других субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Критерии и порядок предоставления указанных стипендий устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы.
6. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения дополнительного образования несовершеннолетними гражданами, лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях, соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и другими работниками для прохождения переподготовки, а также трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.

Статья 5. Язык (языки) обучения в образовательных учреждениях и организациях

1. Обучение и воспитание в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе Москве ведется на русском языке.
Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения или организации и закрепляется в его (ее) уставе.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных представителей), по решению учредителя (учредителей) и в соответствии с уставом образовательного учреждения или организации могут создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам может вестись на языках народов Российской Федерации или иностранном языке.
3. Органы власти города Москвы содействуют проживающим в городе Москве различным этнокультурным общностям в получении основного общего образования на родном языке путем создания государственных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.

Статья 6. Обеспечение права жителей Москвы на выбор формы обучения и образовательного учреждения или организации

1. Жителям Москвы предоставляется право свободного выбора различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от производства), очно-заочной (вечерней, сменной без отрыва от производства), самообразования, экстерната, семейного образования.
Допускается получение образования путем сочетания различных форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования в государственных образовательных учреждениях и на диагностику уровня развития и способностей ребенка.
3. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в образовательном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для детей и подростков с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением и других категорий, установленных федеральным законодательством, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается обучение их детей по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за освоением обучающимся основных общеобразовательных программ последний закрепляется за государственным образовательным учреждением, которое за счет бюджета города Москвы в согласованные с родителями (законными представителями) обучающегося сроки осуществляет промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его родителям (законным представителям) консультации по методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют право использовать экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется право выбора образовательного учреждения или организации для получения их детьми образования соответствующего уровня при условии наличия в учреждении или организации свободных мест.
7. При приеме детей в первые классы государственных образовательных учреждений любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.

Статья 7. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений

1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений города Москвы определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам и образовательным областям.
Базисный учебный план утверждается городским органом управления образованием.
2. Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающий единство образовательного пространства и гарантирующий овладение выпускниками образовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования.
Вариативная часть базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов.
3. Региональный компонент базисного учебного плана разрабатывается городским органом управления образованием для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Школьный компонент базисного учебного плана определяется администрацией образовательного учреждения по согласованию с органом его самоуправления.
4. Органы власти города Москвы обеспечивают реализацию федерального, регионального и школьного компонентов базисного учебного плана необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Статья 8. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников

1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и организаций осуществляются на основе межведомственной программы "Образование и здоровье", обеспечивающей взаимодействие образовательных и медицинских учреждений и организаций города, которая утверждается Правительством Москвы один раз в три года.
Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения или организации на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
2. Руководитель образовательного учреждения или организации несет персональную ответственность за создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, и обеспечивает:
- создание условий для обучения и осуществления образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье обучающихся, воспитанников;
- организацию образовательного процесса, направленного на обучение навыкам здорового образа жизни на всех ступенях образования;
- организацию текущего контроля за состоянием здоровья обучающихся, воспитанников;
- проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
- обучение и воспитание в области охраны здоровья;
- повышение квалификации и проведение аттестации работников образовательного учреждения или организации в области охраны здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- предотвращение в помещениях образовательного учреждения или организации курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами.
3. Администрация образовательного учреждения или организации привлекает родителей (законных представителей) к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни.
4. Каждое образовательное учреждение или организация обеспечиваются штатным или специально закрепленным органами здравоохранения медицинским персоналом.
5. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств бюджета города Москвы.

Статья 9. Коррекционная и оздоровительная деятельность образовательных учреждений и организаций

1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц.
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают реализацию этого права посредством создания и поддержки коррекционных, реабилитационных, специальных образовательных учреждений различных типов и видов, а также специальных (коррекционных) классов и групп.
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты (региональный компонент).
3. Несовершеннолетние граждане с отклонениями в развитии имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных и медицинских учреждениях города Москвы.
4. Образовательные учреждения и организации могут реализовывать дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные программы и осуществлять дополнительные образовательные коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.
Дополнительные образовательные коррекционные программы и дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных психических расстройств.
К дополнительным образовательным коррекционным услугам относится психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и организациях профессионального образования, а также в приютах, образовательных учреждениях и организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центрах социальной помощи семье и детям.

Глава 3. Управление развитием образования в городе Москве

Статья 10. Полномочия органов власти в городе Москве в области образования

1. К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы в области образования относятся:
- принятие правовых актов города Москвы в области образования в пределах своей компетенции;
- установление порядка приема в государственные образовательные учреждения города Москвы на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;
- установление общего приема и структуры приема на обучение в подведомственные отраслевым органам исполнительной власти города Москвы образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
- создание и реорганизация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;
- ликвидация государственных образовательных учреждений, подведомственных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы, при наличии согласования с Московской городской Думой;
- распределение бюджетных средств между образовательными учреждениями, подведомственными отраслевым органам исполнительной власти города Москвы;
- установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям и организациям города Москвы в части строительных и санитарных норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности образовательного процесса и оборудования учебных помещений;
- установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся, воспитанникам и работникам образовательных учреждений и организаций города Москвы, а также видов и норм материального обеспечения указанных категорий граждан;
- делегирование исполнительно-распорядительных функций органов исполнительной власти города Москвы в области образования городскому органу управления образованием;
- иные полномочия, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы к ведению органов исполнительной власти города Москвы.
2. К полномочиям городского органа управления образованием относится:
- разработка национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов;
- разработка и реализация Московской целевой городской программы развития образования;
- разработка городских нормативов затрат на образование;
- организация разработки вариативных базисных и примерных учебных планов, примерных программ;
- лицензирование образовательной деятельности, контроль за соблюдением лицензионных условий, государственная аккредитация образовательных учреждений и организаций, за исключением образовательных учреждений и организаций высшего профессионального образования, в соответствии с федеральным законодательством;
- организация издания и (или) приобретения учебной литературы для бесплатного предоставления обучающимся;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение соблюдения федерального законодательства и правовых актов города Москвы в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов;
- иные полномочия, отнесенные в соответствии с правовыми актами города Москвы к ведению городского органа управления образованием.
3. К полномочиям районной Управы в городе Москве в области образования относятся:
- участие в осуществлении хозяйственного, материально-технического обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся на территории района, изыскание и направление внебюджетных средств на эти цели;
- контроль за организацией школьного питания в образовательных учреждениях;
- координация и контроль за предоставлением мест и путевок в дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на территории района;
- взаимодействие с органами управления образованием по вопросам комплектования дошкольных образовательных учреждений;
- содействие образовательным учреждениям в проведении мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников.

Статья 11. Московская целевая городская программа развития образования

1. Московская целевая городская программа развития образования устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной политики города Москвы в области образования с учетом социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Москвы, федеральных программ развития образования, анализа состояния и имеющихся ресурсов города Москвы.
2. Московская целевая городская программа развития образования разрабатывается на три года и утверждается в порядке, установленном правовыми актами города Москвы.
Объем финансирования Московской целевой городской программы развития образования утверждается ежегодно при принятии Закона города Москвы "О бюджете города Москвы".
3. Ответственным за разработку проекта и реализацию Московской целевой городской программы развития образования является городской орган управления образованием.
4. Концепция Московской целевой городской программы развития образования разрабатывается на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса устанавливается городским органом управления образованием.
5. Участниками разработки Московской целевой городской программы развития образования могут быть граждане, юридические лица, общественные объединения. Порядок их участия определяется Положением о разработке Московской целевой городской программы развития образования, утверждаемым Правительством Москвы.
6. Реализация Московской целевой городской программы развития образования обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы, а также за счет иных источников финансирования.
7. Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов власти города Москвы отчет о ходе реализации Московской целевой городской программы развития образования.

Статья 12. Общественные советы по образованию

1. Общественные советы по образованию являются экспертно-консультативными органами, создаваемыми органами власти города Москвы в целях:
- обеспечения государственно-общественного характера управления образованием;
- обеспечения независимой, вневедомственной экспертизы образовательных инициатив и программ;
- привлечения общественности, научных и деловых кругов к поддержке образования в Москве, в частности к формированию и реализации благотворительных программ;
- содействия координации деятельности образовательных учреждений городской и отраслевых систем образования;
- взаимодействия с федеральными образовательными организациями и структурами, образовательными системами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.
2. Городской общественный совет по образованию является экспертно-консультативным органом Правительства Москвы.
Городской общественный совет по образованию включает представителей органов исполнительной власти, образовательных, научных, культурных, медицинских, профессиональных, благотворительных и иных организаций.
Положение о городском общественном совете по образованию и его состав утверждаются распоряжением Мэра Москвы.
3. Общественные советы по образованию как экспертно-консультативные органы могут создаваться в административных округах и районах города Москвы.
4. Деятельность членов общественных советов по образованию осуществляется на общественных началах.

Статья 13. Формы поддержки государственных образовательных учреждений

1. В целях развития государственно-общественных форм управления в области образования, дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности государственных образовательных учреждений, установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды государственных образовательных учреждений, образовательные учреждения вправе создавать попечительский совет и (или) фонд попечителей.
2. Попечительский совет является формой самоуправления государственного образовательного учреждения.
В состав попечительского совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии государственного образовательного учреждения.
Порядок выборов и компетенция попечительского совета в части, не урегулированной настоящим Законом, определяются уставом и (или) положением о попечительском совете государственного образовательного учреждения.
Осуществление членами попечительского совета своих функций производится на безвозмездной основе.
3. Фонд попечителей государственного образовательного учреждения является юридическим лицом, учреждаемым государственным образовательным учреждением в форме некоммерческой организации.
Средства фонда попечителей формируются за счет добровольных пожертвований и других незапрещенных законом поступлений.
4. Попечительский совет и фонд попечителей:
- содействуют привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития государственного образовательного учреждения;
- содействуют организации и улучшению условий труда педагогических и других работников государственного образовательного учреждения;
- содействуют организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий государственного образовательного учреждения;
- содействуют совершенствованию материально-технической базы государственного образовательного учреждения и благоустройству его помещений и территории;
- осуществляют иную деятельность, предусмотренную уставом образовательного учреждения, положением о попечительском совете и уставом фонда попечителей.

Глава 4. Поддержка развития образования органами власти города Москвы

Статья 14. Формы поддержки системы образования органами власти города Москвы

1. Органы власти города Москвы оказывают поддержку системе образования в следующих формах:
а) Образовательным учреждениям и организациям:
- предоставления в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы льгот по поступающим в городской бюджет налогам и сборам;
- установления тарифов на оплату коммунальных услуг в размерах, предусмотренных для бюджетных организаций, а также запрета на отключение образовательных учреждений и организаций от потребляемых ими коммунальных услуг.
Наряду с этим органы власти города Москвы предоставляют в соответствии с законодательством города Москвы льготы по городским налогам и сборам, а также по федеральным налогам в части, поступающей в городской бюджет, юридическим и физическим лицам, оказывающим образовательным учреждениям и организациям безвозмездную помощь.
б) Работникам образования:
- учреждения и выделения ежегодных грантов Москвы для поддержки проектов в области образования общегородского значения;
- обеспечения методической поддержки деятельности работников образования, в том числе поддержки права педагогических работников на предусмотренную федеральным законодательством свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
- бесплатного использования методических ресурсов и получения консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде обеспечивается городскими методическими службами;
- обеспечения права на бесплатное по выбору повышение квалификации один раз в пять лет в учреждениях профессионального педагогического образования или иных образовательных учреждениях и организациях, имеющих государственную аккредитацию;
- учреждения и выделения премий работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";
- оказания материальной помощи за счет накопительных средств городского и окружных органов управления образованием.
в) Обучающимся, воспитанникам:
- учреждения и выделения премий обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам.
2. Положения о грантах Москвы в сфере образования, премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы", премиях обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений и организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 15. Социальные гарантии и льготы работников образования
1. Органы власти города Москвы рассматривают социальную поддержку работников образования в качестве одной из своих приоритетных задач.
2. Все педагогические работники и отдельные специалисты согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы, работающие в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, получают специальный статус "Работник образования города Москвы" и соответствующее удостоверение. Статус "Работник образования города Москвы" обеспечивает следующие права:
- бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек;
- 50-процентную скидку при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их с группой детей;
- свободное получение информации, связанной с образованием;
- 50-процентную скидку на установленную оплату содержания детей педагогических работников в государственных дошкольных образовательных учреждениях города Москвы;
- иные льготы и гарантии, устанавливаемые правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
Положение о выдаче удостоверения "Работник образования города Москвы" и образец удостоверения утверждаются Правительством Москвы.
3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или, по их желанию, на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.
4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.
5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, Правительством Москвы устанавливается специальная система надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:
- доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);
- доплаты в размере от 20 до 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;
- надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению вышестоящего органа управления образованием;
- доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии мэрии Москвы в области образования;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;
- ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками.
6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие надбавки и доплаты.
В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов и целевых бюджетных фондов возможно установление иных надбавок и доплат.
7. Льготы и гарантии, перечисленные в частях 2, 3, 4, 5 настоящей статьи, устанавливаются правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.

Статья 16. Предоставление информации в области образования

1. Городской и окружные органы управления образованием предоставляют обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным представителям) информацию, в том числе о негосударственных образовательных организациях города Москвы, позволяющую осуществлять обоснованный выбор образовательного учреждения или организации.
2. Городской и окружные органы управления образованием способствуют предоставлению работникам образовательных учреждений и организаций информации, необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их профессиональной деятельности.

Статья 17. Поддержка органами власти города Москвы негосударственных образовательных организаций

Органы власти города Москвы, признавая важность развития негосударственного сектора в области образования, проводят по отношению к негосударственным образовательным организациям политику, основанную на следующих принципах:
- единство стандартов, требований, норм, правил для образовательной деятельности государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций;
- равенство условий социального обеспечения и оказания поддержки в формах, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Закона, для работников государственных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию;
- преимущественное предоставление в аренду находящихся в государственной (городской) или муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования, выделение земельных участков;
- предоставление льгот в соответствии с нормативами по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в городской собственности и используемые для основной деятельности образовательных организаций;
- включение мер по поддержке развития негосударственного сектора в области образования в Московскую целевую городскую программу развития образования.

Статья 18. Поддержка экспериментальной и инновационной деятельности в области образования города Москвы

1. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают финансовую, материально-техническую, информационную, правовую и иную поддержку образовательным учреждениям города Москвы, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, создают условия, необходимые для реализации этой деятельности.
Органы управления образованием города Москвы могут выступать совместно с образовательными учреждениями авторами культурно-образовательных инициатив.
2. Образовательным учреждениям, ведущим экспериментальную и инновационную деятельность, может присваиваться статус экспериментальных образовательных площадок города Москвы. Порядок присвоения образовательным учреждениям статуса экспериментальных образовательных площадок и их аттестации определяется положением, утверждаемым городским органом управления образованием.
Одна площадка может объединять образовательные учреждения, ведущие экспериментальную или инновационную деятельность общей направленности.
3. Образовательное учреждение, имеющее статус экспериментальной образовательной площадки, имеет право:
- вносить изменения в цели, содержание, способы, систему средств воспитания и обучения, в режим своего функционирования и систему самоуправления;
- получать дополнительное финансирование программы эксперимента из внебюджетных источников;
- в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определять форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностные оклады, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования работников, участвующих в проведении экспериментальной и инновационной деятельности.

Глава 5. Взаимоотношения государственных образовательных учреждений города Москвы и их учредителей

Статья 19. Учредители государственных образовательных учреждений города Москвы

Учредителями государственных образовательных учреждений города Москвы выступают от имени Правительства Москвы отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в сфере образования города Москвы.
Отношения между учредителем (учредителями) и государственным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

Статья 20. Создание, реорганизация и ликвидация государственных образовательных учреждений города Москвы

1. Решения о создании и реорганизации государственного образовательного учреждения города Москвы принимаются его учредителем (учредителями).
Учредительным документом государственного образовательного учреждения является устав, утверждаемый учредителем (учредителями).
2. Государственное образовательное учреждение считается созданным, приобретает права и несет обязанности юридического лица с момента его государственной регистрации уполномоченным органом.
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория) устанавливается при его государственной аккредитации.
Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают у учреждения с момента выдачи ему лицензии.
Права на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у образовательного учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством.
3. Порядок назначения руководителя учреждения определяется его учредителем (учредителями).
4. Решение о ликвидации государственного образовательного учреждения принимается учредителем (учредителями) по согласованию с Московской городской Думой.
5. Процедурные действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией государственных образовательных учреждений города Москвы, совершаются учредителем (учредителями) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 21. Имущественные права и обязанности государственных образовательных учреждений города Москвы и их учредителей

1. Для обеспечения полноценного образовательного процесса Правительство Москвы закрепляет на праве оперативного управления за государственными образовательными учреждениями здания и сооружения и иное имущество, необходимое для осуществления образовательного процесса.
Земельные участки закрепляются за государственными образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование.
2. Бюджетное финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
3. Государственное образовательное учреждение использует закрепленное за ним имущество и расходует выделенные бюджетные средства строго в соответствии с их целевым назначением. Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему бюджетных средств.
Доходы, полученные государственным образовательным учреждением от разрешенной законодательством деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в собственность государственного образовательного учреждения.

Глава 6. Финансирование и экономическая деятельность образовательных учреждений и организаций

Статья 22. Нормативное бюджетное финансирование образовательных учреждений и организаций

1. Нормативное бюджетное финансирование предоставляется государственным образовательным учреждениям, входящим в городскую и отраслевые системы образования города Москвы, и негосударственным образовательным организациям с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ.
2. Норматив бюджетного финансирования определяет минимальную стоимость обучения (содержания) одного обучающегося, воспитанника в год по каждому типу, виду образовательного учреждения. Он является законодательно гарантированной нормой расходов городского бюджета по соответствующему направлению.
Норматив бюджетного финансирования устанавливается городским законом ежегодно и принимается одновременно с принятием городского бюджета, если иное не установлено законодательным актом города Москвы.
Городские нормативы бюджетного финансирования образовательных учреждений и организаций не могут устанавливаться ниже федеральных нормативов финансирования для соответствующих типов и видов образовательных учреждений и организаций.

Статья 23. Формирование и использование внебюджетных финансовых средств государственными образовательными учреждениями города Москвы

1. Государственное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном федеральным законодательством, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет выполнения предусмотренных его уставом работ и оказания услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных.
Перечисленные денежные средства аккумулируются на счете государственного образовательного учреждения.
2. Государственные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги в порядке, установленном федеральным законодательством.
Платные дополнительные образовательные услуги оказываются государственным образовательным учреждением на основе договора, заключаемого в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Доход, получаемый от оказания платных дополнительных образовательных услуг, направляется на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном государственном образовательном учреждении, в том числе на заработную плату.
Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные в результате такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.
3. Государственное образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества в установленном порядке.
Реализация и сдача в аренду государственным образовательным учреждением основных фондов и имущества не относится к предпринимательской деятельности, если доход от указанной деятельности реинвестируется в данное образовательное учреждение на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, в том числе на заработную плату.
4. Привлечение государственным образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет бюджетных средств.
5. Денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные государственному образовательному учреждению физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом деятельности образовательного учреждения, а также доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности являются собственностью данного образовательного учреждения и используются им по своему усмотрению.
Государственное образовательное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
6. Доход, полученный за счет внебюджетных источников, подлежит льготному налогообложению в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.
7. Цены на оказание услуг и выполнение работ устанавливаются государственным образовательным учреждением на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения.
Ограничение права государственного образовательного учреждения на самостоятельное регулирование цен за выполняемые работы и услуги со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления не допускается.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Москва,
Московская городская Дума
20 июня 2001 года
N 25

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,