Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Законы г. Москвы / О референдуме города Москвы


Закон г. Москвы
от 14 февраля 1996 г. N 4

"О референдуме города Москвы"

(с изменениями от 20 декабря 2000 г.)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные принципы референдума

Референдум города Москвы (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации - жителей Москвы по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами города Москвы. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти жителей Москвы.
Референдум проводится на всей территории города Москвы.
Решение о проведении референдума вправе принять Московская городская Дума, Мэр Москвы, а также жители города в порядке осуществления гражданской инициативы.
Голосование на референдуме осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Житель города Москвы при проведении референдума голосует на участке по проведению референдума в соответствии с местом своего постоянного проживания. Иной порядок устанавливается только в соответствии с настоящим Законом. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются Московской городской избирательной комиссией, комиссиями по проведению референдума, органами государственной власти и городского (местного) самоуправления города Москвы открыто и гласно.

Статья 2. Законодательство о референдуме

Референдум проводится в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации, Уставом города Москвы и настоящим Законом.

Статья 3. Право на участие в референдуме

В референдуме имеет право участвовать каждый житель города Москвы, являющийся гражданином Российской Федерации и достигший 18 лет на день проведения референдума.
Не имеет права участвовать в референдуме житель города, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 4. Вопросы, выносимые на референдум

1. На референдум выносятся вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы, а также вопросы, находящиеся в ведении города Москвы.
2. На референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий Мэра Москвы и нового состава Московской городской Думы, а также о проведении досрочных выборов Мэра Москвы и нового состава Московской городской Думы либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти города Москвы, персональном составе органов государственной власти города Москвы;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности Мэра Москвы и депутатов Московской городской Думы;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств города Москвы;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жителей Москвы;
е) о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты.
3. На референдум не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации.
4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить федеральным законам, Уставу и законам города Москвы.
5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в Москве, и в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный референдум не проводится в течение года после опубликования (обнародования) результатов голосования на референдуме с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении референдума

Деятельность комиссий по проведению референдума, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
На заседаниях комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать представители общественных объединений, средств массовой информации.
Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий по проведению референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.

Глава II Назначение референдума

Статья 7. Инициатива проведения референдума

Право на инициативу проведения референдума принадлежит:
не менее чем ста тысячам жителей, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного административного округа проживает не более 15 процентов из них);
Московской городской Думе;
Мэру Москвы.

Статья 8. Порядок реализации инициативы жителей Москвы о проведении референдума

Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме, а равно региональное (городское) общественное объединение или региональное (городское) отделение общероссийского или межрегионального общественного объединения, действующего на территории города Москвы, устав которого предусматривает участие в выборах государственных органов и зарегистрирован соответственно Управлением юстиции Москвы или Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, может образовать инициативную группу в количестве не менее 50 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в Московскую городскую избирательную комиссию с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.
Московская городская избирательная комиссия, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям статей 3, 4, 5 и 8 абзац 1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение Московской городской избирательной комиссии. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в месячный срок со дня получения соответствующего решения Московской городской избирательной комиссии в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции от 14 декабря 1995 года).
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы о проведении референдума. При этом ранее собранные подписи жителей города не учитываются. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Московской городской избирательной комиссией, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей жителей города и составляет итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по административным округам, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в Московскую городскую избирательную комиссию, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение о регистрации инициативы жителей города о проведении референдума, копию которого направляет инициативной группе.
Московская городская избирательная комиссия направляет свое решение в двухнедельный срок со дня поступления подписных листов одновременно Московской городской Думе и Мэру Москвы. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям статьи 7 настоящего Закона, выносится решение об отказе в проведении референдума, копия решения в двухнедельный срок направляется инициативной группе. Данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума в течение одного года.

Статья 9. Подписной лист референдума

В листе для сбора подписей жителей города в поддержку инициативы о проведении референдума (далее - подписном листе) указываются:
1) наименование административного округа, где проводится сбор подписей жителей;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;
3) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, его заменяющего, жителя города, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписания листа.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи жителей, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или документа, его заменяющего, каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются инициативной группой по форме, указанной в приложении к настоящему Закону, и заверяются Московской городской избирательной комиссией.
В случае, если Московская городская избирательная комиссия обнаружит нарушения, связанные с оформлением подписных листов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.

Статья 10. Назначение референдума

Право назначения референдума принадлежит Московской городской Думе и Мэру Москвы.
Московской городской Думе принадлежит исключительное право назначения референдума по вопросу об отрешении от должности Мэра Москвы.
Мэру Москвы принадлежит исключительное право назначения референдума по вопросам, поступившим в порядке гражданской инициативы.
По вопросам назначения референдума Московская городская Дума принимает постановление, а Мэр Москвы издает распоряжение.
Дата проведения референдума, назначенного Московской городской Думой, определяется Мэром Москвы не позднее двух месяцев со дня принятия соответствующего постановления Думы.
Мэр Москвы издает распоряжение о назначении референдума в срок не позднее двух месяцев со дня поступления к нему решения Московской городской избирательной комиссии о регистрации соответствующей инициативы жителей города. Мэр принимает решение об отказе в назначении референдума, если вопрос, предложенный инициативной группой, противоречит требованиям статьи 4 настоящего Закона. При несогласии назначить референдум Мэр Москвы направляет инициативной группе мотивированный отказ, который публикуется в печати. Отказ в назначении референдума может быть обжалован в Московский городской суд в течение месяца после получения отказа.
Голосование на референдуме назначается на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня принятия Мэром Москвы распоряжения о назначении референдума.
В случае, если Мэр Москвы не назначит проведение референдума и не направит инициативной группе мотивированный отказ в установленный настоящей статьей срок, референдум назначает и устанавливает дату его проведения Московская городская Дума.
В случае вынесения на референдум вопроса об отрешении от должности Мэра Дума принимает постановление о проведении городского референдума не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов.
После назначения референдума иные инициативы о проведении референдума до опубликования результатов назначенного референдума не рассматриваются.

Глава III. Порядок подготовки к проведению референдума

Статья 11. Комиссии по проведению референдума

Организацию и проведение референдума осуществляют:
1) Московская городская избирательная комиссия, действующая после назначения референдума в качестве Московской городской комиссии по проведению референдума;
2) территориальные комиссии по проведению референдума;
3) участковые комиссии по проведению референдума.

Статья 12. Полномочия Московской городской комиссии по проведению референдума

Московская городская комиссия по проведению референдума:
1) обеспечивает соблюдение настоящего Закона на территории города Москвы;
2) организует деятельность территориальных и участковых комиссий по проведению референдума;
3) контролирует обеспечение территориальных и участковых комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом и связью;
4) заслушивает сообщения органов исполнительной власти, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам материально-технической подготовки и проведения референдума;
5) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан;
6) обеспечивает не позднее чем за 45 дней до проведения городского референдума опубликование вопроса, выносимого на референдум, и необходимых материалов (законопроектов, которые предполагается принять, законов, которые предлагается отменить или изменить, и т. д.);
7) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;
8) устанавливает формы бюллетеней референдума, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов заседаний комиссии по проведению референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии по проведению референдума, порядок хранения документации референдума;
9) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме;
10) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий по проведению референдума;
11) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории Москвы;
12) определяет результаты голосования на референдуме, о чем составляет протокол;
13) публикует (обнародует) результаты референдума по городу Москве в средствах массовой информации города;
14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия территориальных и участковых комиссий по проведению референдума и принимает по ним мотивированные решения;
15) распределяет денежные средства, выделенные на подготовку и проведение референдума, между территориальными комиссиями по проведению референдума и обеспечивает контроль за их целевым использованием;
16) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
В случае истечения срока полномочий Московской городской избирательной комиссии во время подготовки и проведения референдума ее полномочия в качестве Московской городской комиссии по проведению референдума сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме решения.

Статья 13. Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума

Территориальные комиссии по проведению референдума формируются на территории районов города Москвы и утверждаются районными собраниями, а до их образования - Московской городской комиссией по проведению референдума на основе предложений общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний граждан по месту жительства и учебы не позднее десяти дней со дня опубликования распоряжения мэра Москвы о дате проведения референдума.
При проведении референдума одновременно с референдумом Российской Федерации территориальные комиссии формируются в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Участковые комиссии по проведению референдума формируются выборным органом местного самоуправления, а при его отсутствии - территориальной комиссией не позднее чем за 40 дней до дня референдума на основе предложений общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний граждан по месту жительства и учебы по представлению главы администрации района.
В состав территориальной комиссии входят 5 - 9 членов, в состав участковой комиссии 5 - 19 членов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной или участковой комиссии по проведению референдума избираются тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. Если председатель, заместитель председателя или секретарь комиссии не будут избраны, то они назначаются в пятидневный срок Московской городской комиссией по проведению референдума.

Статья 14. Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума

Территориальная комиссия по проведению референдума:
1) осуществляет контроль на территории района за подготовкой и проведением референдума в соответствии с настоящим законом;
2) координирует работу участковых комиссий по проведению референдума на территории района, информирует население об их адресах и номерах телефонов, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (или бездействие) этих комиссий;
3) содействует участковым комиссиям по проведению референдума в организации голосования на участках референдума;
4) определяет результаты голосования на референдуме по соответствующей территории, составляет протокол и передает его вместе с протоколами участковых комиссий в Московскую городскую комиссию по проведению референдума;
5) распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение референдума, и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению референдума;
6) контролирует соблюдение на территории района правил размещения агитационных материалов;
7) организует доставку бюллетеней и иных документов участковым комиссиям по проведению референдума;
8) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии по проведению референдума;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума прекращаются на двадцатый день после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья 15. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума:
1) составляет основной и дополнительный списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, на территории участка референдума;
2) обеспечивает ознакомление граждан со списком лиц, имеющих на территории участка право на участие в референдуме, рассматривает заявления и жалобы о неточностях в этом списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
3) оповещает население о дне и месте проведения голосования, номере телефона участковой комиссии по проведению референдума, времени ее работы;
4) обеспечивает подготовку помещения для проведения голосования и его надлежащее оборудование;
5) контролирует соблюдение правил размещения агитационных материалов на территории участка референдума;
6) организует голосование на участке референдума в день проведения референдума, а также досрочное голосование;
7) производит подсчет голосов и определяет результаты голосования по участку референдума, составляет протокол и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума:
8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом.
Полномочия участковой комиссии по проведению референдума прекращаются сразу же после опубликования результатов референдума.

Статья 16. Организация работы комиссий по проведению референдума

Московская городская комиссия по проведению референдума проводит первое заседание не позднее трех дней с момента опубликования решения о назначении референдума.
Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума проводят первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Заседания комиссий по проведению референдума являются правомочными, если в них принимает участие большинство членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об установлении результатов голосования принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе выразить особое мнение, которое в письменном виде прилагается к протоколу заседания комиссии.
Решения комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов исполнительной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц, а также нижестоящих комиссий по проведению референдума.
Органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы. Комиссии вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в органы исполнительной власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, общественные объединения, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления обращения, а за пять дней до проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.
Инициативная группа, указанная в статье 8 настоящего закона, вправе назначить по одному члену в Московскую городскую, территориальные и участковые комиссии по проведению референдума с правом совещательного голоса. Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после опубликования результатов референдума.
Члены комиссии по проведению референдума как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Члену комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума от основной работы, оплата труда производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание комиссий по проведению референдума, в течение срока, не превышающего для территориальных комиссий 60 дней, для участковых комиссий - 45 дней.
В течение срока своих полномочий член комиссии с правом решающего голоса не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Член комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса в период проведения референдума не может быть привлечен без согласия прокурора Москвы к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке.

Статья 17. Обжалование решений и действий комиссий по проведению референдума

Решения и действия (или бездействие) Московской городской комиссии по проведению референдума, совершенные о нарушением законодательства, могут быть обжалованы в Московском городском суде.
Решения и действия (или бездействие) территориальных и участковых комиссий по проведению референдума, совершенные с нарушением законодательства, могут быть обжалованы в суд по месту нахождения комиссии или в Московскую городскую комиссию по проведению референдума.
Решения участковой или территориальной комиссии по проведению референдума, противоречащие настоящему закону либо принятые с превышением установленных полномочий, могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены Московской городской комиссией по проведению референдума. При этом Московская городская комиссия по проведению референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Жалобы на решения и действия (или бездействие) комиссий по проведению референдума рассматриваются в трехдневный срок, а поданные за три или менее дней до дня референдума либо в день референдума рассматриваются немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.
Предварительное обращение в вышестоящие комиссии по проведению референдума не является обязательным условием для обращения в суд.
Решение суда по жалобе является окончательным и подлежит немедленному исполнению.

Статья 18. Наблюдатели от общественных объединений, иностранные (международные) наблюдатели

В день голосования с момента начала работы участковой комиссии по проведению референдума до подписания ее членами протокола об итогах голосования на участке референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, а также иностранные (международные) наблюдатели. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии о федеральными законами,
Обо всех замеченных нарушениях законодательства о референдуме в день голосования наблюдатели имеют право поставить в известность вышестоящую комиссию по проведению референдума, средства массовой информации, а также общественное объединение, международную организацию, направивших наблюдателя.
Вмешательство наблюдателей в действия комиссии по проведению референдума не допускается. Решением участковой комиссии по проведению референдума наблюдатели, нарушающие порядок работы комиссии, тайну голосования и пытающиеся повлиять на волеизъявление избирателя, удаляются из помещения для голосования.

Статья 19. Участки референдума

Участки референдума образуются главой администрации района по согласованию с территориальными комиссиями до проведению референдума не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума. Участки образуются с учетом местных условий с целью создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более трех тысяч граждан на каждый участок референдума в пределах границ районов города Москвы. Территории участков референдума могут совпадать с территориями избирательных участков.
В больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме, участки референдума могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня проведения референдума.
Списки участков референдума с указанием их границ, мест нахождения участковых комиссий по проведению референдума и помещений для голосования публикуются соответствующей комиссией в средствах массовой информации или иным способом не позднее чем за 35 дней до дня референдума.
Каждый участок референдума должен иметь помещение для голосования, где могут свободно размещаться члены участковой комиссии, наблюдатели, представители общественных объединений, средств массовой информации.

Статья 20. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, и порядок их составления

В списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются жители города Москвы, имеющие право участвовать в референдуме, в соответствии со статьей 3 настоящего закона. Гражданин может быть включен только в один список.
Список граждан составляется отдельно по каждому участку участковой комиссией по проведению референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме главами администраций районов. В список включаются граждане, проживающие на территории данного участка. Указанные сведения направляются в соответствующие участковые комиссии не позднее чем за 40 дней до дня проведения референдума.
Список граждан - военнослужащих, имеющих место жительства в городе Москве и находящихся в воинских частях, расположенных на территории города, а также членов семей военнослужащих и других граждан, проживающих в районах расположения этих воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Указанные граждане голосуют на общих участках. В отдельных случаях допускается голосование военнослужащих на участках, образуемых в воинских частях.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список на участке по месту нахождения общежития.
Список граждан, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и иных местах временного проживания стационарного характера, составляется на основании данных, предоставленных руководителем данного учреждения.
Списки граждан составляются в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства жителя города.
Списки граждан подписываются председателем и секретарем участковой комиссии. Второй экземпляр списка передается в территориальную комиссию по проведению референдума не позднее чем за 16 дней до дня проведения референдума.
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
Житель города Москвы вправе при предъявлении документа, удостоверяющего личность, обратиться в участковую комиссию по проведению референдума с целью проверки включения его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме. Граждане, имеющие право на участие в референдуме, поселившиеся на территории участка после названного в данной статье срока, но до дня референдума, включаются участковой комиссией в дополнительный список на основании документов, подтверждающих их место жительства.
Каждый житель города Москвы вправе обжаловать невключение или исключение его из списка, а также допущенные в списке неточности. Соответствующее заявление рассматривается участковой комиссией в течение 24 часов, а накануне и в день проведения референдума - немедленно. Участковая комиссия обязана внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его жалобы.

Статья 21. Бюллетени для голосования на референдуме

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснения о порядке его заполнения.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко видимыми горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи законопроекта также последовательно нумеруются.
В случае проведения городского референдума в один день с референдумом Российской Федерации бюллетени для голосования на городском референдуме изготавливаются на бумаге другого цвета либо имеют иной отличительный знак.
Территориальные комиссии по проведению референдума обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за 16 дней до дня референдума Московской городской комиссией по проведению референдума.
Участковые комиссии по проведению референдума получают бюллетени не позднее одного дня до дня референдума в территориальных комиссиях по проведению референдума. По каждому участку количество полученных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента от числа зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке.
В правом верхнем углу каждого бюллетеня ставится печать участковой комиссии по проведению референдума или подписи двух членов комиссии.

Статья 22. Финансирование городского референдума

Расходы комиссий по подготовке и проведению референдума, а также по обеспечению деятельности этих комиссий производятся за счет средств, выделяемых из городского бюджета.
Средства, выделенные на проведение референдума, поступают в распоряжение Московской городской комиссии по проведению референдума и распределяются ею между всеми участковыми и территориальными комиссиями.
Председатели комиссий по проведению референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям участковых и территориальных комиссий по финансовым вопросам.
Участковые комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им денежных средств в территориальные комиссии не позднее трех дней после проведения референдума.
Территориальные комиссии представляют отчеты о расходовании выделенных им средств в Московскую городскую комиссию по проведению референдума не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов референдума.
Московская городская комиссия по проведению референдума представляет отчет о расходовании выделенных ей средств в Московскую городскую Думу и правительство Москвы не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов референдума. Указанный отчет передается Московской городской комиссией по проведению референдума в средства массовой информации не позднее одного месяца со дня представления в Московскую городскую Думу.

Статья 23. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

Жители Москвы, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" участия в референдуме, а также "за" или "против" проведения референдума, "за" или "против" участия в референдуме, а также "за" или "против" закона или иного решения, выносимого на референдум.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Московская городская, участковые и территориальные комиссии по проведению референдума, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
В последний день перед днем референдума и в день референдума агитация запрещается.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении, ином объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме помещений, где размещаются комиссии по проведению референдума и места для голосования, а также памятников, обелисков, зданий и помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, перечень которых определяется территориальными комиссиями и доводится до сведения граждан.
Не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума администрация района обязана оборудовать специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов.
Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В агитации не могут участвовать члены комиссий по проведению референдума.
Порядок предоставления эфирного времени для агитации "за" или "против" вынесенного на референдум вопроса по каналам телерадиокомпаний и кабельного телевидения определяется Московской городской комиссией по проведению референдума.
Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для агитации "за" или "против" вопроса, вынесенного на референдум.

Глава IV. Порядок голосования на городском референдуме и определения его результатов

Статья 24.Досрочное голосование. Порядок голосования в день референдума

Гражданин, который по тем или иным причинам будет отсутствовать в городе и не сможет прибыть в день проведения референдума на участок по проведению референдума, на котором он включен в список для голосования, имеет возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении территориальной (за 15 - 2 дня до дня референдума) или участковой (за 1 день до референдума) комиссии. Комиссии по проведению референдума обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса гражданина при установлении итогов голосования.
Если гражданин голосует досрочно в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставится печать территориальной комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной комиссии по проведению референдума. На месте склейки конверта ставится печать территориальной комиссии либо подписи двух членов комиссии. Территориальные комиссии передают списки проголосовавших и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию по проведению референдума одновременно с выдачей бюллетеней для голосования. Секретарь участковой комиссии по проведению референдума или замещающий ее член комиссии отмечает проголосовавших таким образом граждан в своем экземпляре списка, делая в соответствующей строке списка запись: "досрочное", и расписывается.
Если досрочное голосование проходит в помещении участковой комиссии по проведению референдума, то на обороте выдаваемого бюллетеня ставится печать участковой комиссии по проведению референдума. После заполнения бюллетеня он помещается в конверт, который заклеивается, а на месте склейки ставится печать участковой комиссии либо подписи двух членов участковой комиссии.
В день проведения референдума на всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по московскому времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
В 8 часов утра в день проведения референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим гражданам все ящики для голосования, которые после этого опечатываются.
Затем председатель комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями участников референдума, проголосовавших досрочно, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики. Число бюллетеней оглашается и заносится в протокол. После этого председатель комиссии объявляет о начале голосования.
Бюллетени для голосования выдаются гражданам, включенным в основной или дополнительный списки, при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Голосование за других лиц не допускается.
При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
Участковая комиссия по проведению референдума обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участив в референдуме, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу устное или письменное заявление. В этих целях на участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума. Члены участковой комиссии по проведению референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений, использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения участка референдума, вносятся в дополнительный список граждан, имеющих право на участие в референдуме. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно искажения его волеизъявления.
Бюллетени заполняются голосующим в специально оборудованной кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой или иной комиссии по проведению референдума, или наблюдателем. Фамилия, имя, отчество этого лица указывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, получившего бюллетень.
Заполненные бюллетени опускаются гражданином в ящики для голосования, которые должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется отдельный акт.

Статья 25. Подсчет голосов участковой комиссией по проведению референдума

Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии по проведению референдума, а также наблюдатели.
После объявления председателем участковой комиссии по проведению референдума об окончании времени голосования комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени, о чем составляется протокол.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, в том числе дополнительного, комиссия подсчитывает общее число граждан, получивших бюллетени.
После этого вскрываются ящики для голосования. Вначале вскрываются переносные ящики и производится подсчет находившихся в них бюллетеней.
Количество бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать количества письменных подтверждений от избирателей о проведении голосования вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносных ящиках большего количества бюллетеней, чем количество письменных подтверждений о голосовании вне помещения участка референдума, все бюллетени, находившиеся в переносных ящиках, признаются недействительными по решению участковой комиссии по проведению референдума.
Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения участка референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней участковая комиссия по проведению референдума устанавливает и отражает в протоколе следующие данные:
1) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума (с учетом внесенных в дополнительный список);
2) количество бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией по проведению референдума;
3) количество погашенных бюллетеней для голосования;
4) общее число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, в том числе:
- на участке референдума в день голосования;
- голосовавшим досрочно;
- голосовавшим вне помещения участка референдума;
5) количество бюллетеней для голосования, обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
6) количество бюллетеней для голосования, признанных действительными;
7) количество бюллетеней для голосования, признанных недействительными, в том числе:
- неустановленной формы;
- не содержащих отметок по каждой из позиций;
8) количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
9) количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
Недействительными признаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью участковой или территориальной комиссией по проведению референдума либо подписями двух членов соответствующей комиссии по проведению референдума, а также бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего, в том числе те, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. В случае сомнения в действительности бюллетеня решение принимает участковая комиссия по проведению референдума.
Бюллетень признается действительным, если участник референдума при голосовании зачеркивает одно из слов: "за" или "против".
Протокол по результатам голосования составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в участковую комиссию письменные жалобы и заявления о нарушениях настоящего Закона и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума, а второй экземпляр вместе с опечатанными бюллетенями хранится у секретаря участковой комиссии.
В случае вынесения на городской референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому производится отдельно.
При наличии письменного заявления наблюдателя с указанием мотивов обращения председатель участковой комиссии по проведению референдума с согласия большинства членов комиссии вправе организовать проведение однократного повторного подсчета голосов.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола территориальная или Московская городская комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума.

Статья 26. Подсчет голосов территориальной комиссией по проведение референдума

Территориальная комиссия по проведению референдума, получив протоколы от всех участковых комиссий по проведению референдума, производит общий подсчет голосов, поданных на соответствующей территории.
Территориальная комиссия по проведению референдума составляет протокол, в котором указываются следующие данные:
1) количество участковых комиссий по проведению референдума на территории района;
2) количество участковых комиссий по проведению референдума, представивших протоколы;
3) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных на данной территории;
4) общее число бюллетеней, полученных территориальной комиссией от Московской городской комиссии по проведению референдума;
5) иные данные, перечисленные в статье 25 настоящего Закона.
Протокол составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами территориальной комиссии по проведению референдума. К первому экземпляру протокола прилагаются сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий на соответствующей территории, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола. Член территориальной комиссии по проведению референдума, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума незамедлительно направляется в Московскую городскую комиссию по проведению референдума. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии хранится у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума об итогах голосования на соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола Московская городская комиссия по проведению референдума вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов Московской городской комиссии по проведению референдума.

Статья 27. Подсчет голосов Московской городской комиссией по проведению референдума и установление результатов голосования

Московская городская комиссия по проведению референдума, получив протоколы всех территориальных комиссий по проведению референдума, в течение не более 7 дней производит общий подсчет голосов, поданных в Москве.
Московская городская комиссия составляет протокол, в котором указываются следующие данные:
1) количество территориальных комиссий по проведению референдума;
2) количество территориальных комиссий по проведению референдума, представивших протоколы;
3) количество участковых комиссий по проведению референдума;
4) количество участковых комиссий по проведению референдума, представивших протоколы в территориальные комиссии по проведению референдума;
5) общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме;
6) общее число изготовленных для голосования бюллетеней;
7) количество бюллетеней для голосования, полученных участковыми комиссиями по проведению референдума;
8) количество погашенных бюллетеней для голосования на участках референдума;
9) количество бюллетеней для голосования, выданных гражданам, в том числе:
- на участках референдума в день голосования;
- голосовавшим досрочно;
- голосовавшим вне помещений участков референдума;
10) количество бюллетеней для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы), обнаруженных в ящиках для голосования, в том числе в переносных ящиках;
11) количество бюллетеней для голосования, признанных действительными;
12) количество бюллетеней для голосования,признанных недействительными, в том числе:
- неустановленной формы;
- не содержащих отметок ни по одной из позиций;
13) количество голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
14) количество голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты вопроса и число голосов, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
На основании полученных данных Московская городская комиссия по проведению референдума признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины жителей города, имеющих право на участие в референдуме.
Число жителей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Если городской референдум признается несостоявшимся, то референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через один год.
Московская городская комиссия по проведению референдума признает решение принятым на референдуме, если за него в целом по городу проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Если на городской референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
Постановлением Московской городской комиссии по проведению референдума результаты голосования в отдельных районах или участках референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования.
Протокол составляется в двух экземплярах, и каждый экземпляр подписывается всеми членами Московской городской комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К протоколу прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий по проведению референдума.
Первый экземпляр протокола и информацию о своей деятельности по проведению референдума Московская городская комиссия по проведению референдума направляет в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы в двухмесячный срок после дня голосования на референдуме. Второй экземпляр этого протокола хранится у секретаря Московской городской комиссии по проведению референдума.

Статья 28. Опубликование итогов голосования на референдуме

Принятое на референдуме решение и результаты голосования в целом по городу подлежат опубликованию не позднее трех дней после определения результатов референдума Москвы.
Московская городская комиссия по проведению референдума не позднее чем через месяц со дня проведения городского референдума публикует данные протоколов всех территориальных и участковых комиссий об итогах голосования на референдуме.
Итоги голосования по каждому участку референдума или району в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума об итогах голосования, предоставляются для ознакомления любому гражданину, проживающему в Москве, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Принятое на городском референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.

Статья 29. Использование автоматизированной информационной системы

В случае использования в ходе референдума автоматизированной информационной системы комиссия по проведению референдума образует группу из числа членов комиссии по проведению референдума с правом решающего и с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены комиссии по проведению референдума имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах референдума Московской городской комиссией по проведению референдума автоматизированная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий по проведению референдума вышестоящим комиссиям по проведению референдума.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих комиссий по проведению референдума информационным центрам нижестоящих комиссий по проведению референдума, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
Ко второму экземпляру протокола комиссии по проведению референдума об итогах голосования должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля комиссии по проведению референдума за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение информации в автоматизированную информационную систему.

Статья 30. Юридическая сила решения, принятого на референдуме

Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в утверждении органами законодательной и исполнительной власти.
Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории города Москвы и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Внесенный на референдум проект Закона города Москвы в случае положительного решения считается принятым и подписывается Мэром Москвы.

Статья 31. Порядок хранения документов городского референдума

Документация комиссий по проведению референдума всех уровней подлежит хранению в течение сроков и в порядке, установленном Московской городской комиссией по проведению референдума. При этом срок хранения бюллетеней и протоколов комиссий должен быть не менее одного года со дня проведения референдума.

Глава V. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме города Москвы

Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению жителями города Москвы их права на участие в референдуме, в том числе на агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица исполнительных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законами.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю. М. Лужков

Москва,
Московская городская Дума
14 февраля 1996 года
N 4



Приложение
к Закону
города Москвы
от 14 февраля 1996 г. N 4

_________________________ административный округ

(наименование)

Подписной лист N____________

Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу (наименование общественного объединения, инициативной группы) о проведении референдума города Москвы с вопросом (вопросами):___________________________________________

NN пп Фамилия, имя, отчество Дата рождения Адрес места жительства Серия и номер паспорта или заменяющего его документа Дата подписания листа Подпись
1
2
и т.д.

Подписной лист удостоверяют:_____________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)

(Подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы:____________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства,
серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной группы)

(Подпись и дата)

______________________________________________________________________

Отметки Московской городской избирательной комиссии

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,