Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Законы г. Москвы / Постановление Правительства `Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы`


Постановление Правительства Москвы
от 27 августа 2002 г. N 692-ПП

"Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы"

(с изменениями от 8 апреля 2003 г.)

В целях приведения законодательства города Москвы в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", во исполнение постановления Правительства Москвы от 12 сентября 2000 года N 726 "О мерах по совершенствованию законопроектной работы в органах исполнительной власти города" Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы (приложение 1).
2. Одобрить проект закона города Москвы "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы" (приложение 2).
3. Внести законопроект на рассмотрение Московской городской Думы в установленном порядке.
4. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы совместно с органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, уполномоченными на проведение государственного контроля, до 1 марта 2003 года разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы концепцию закона города Москвы об организации контрольной деятельности на территории города Москвы.
5. Исключен.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков



Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 г. N 692-ПП

Концепция
организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы

Раздел 1. Краткие итоги и основные направления совершенствования системы организации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы

Указ Президента Российской Федерации от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли" создал правовую основу для интенсивного развития потребительского рынка в условиях кардинальной перестройки экономики и либерализации цен. При этом возникла необходимость организации эффективной системы контроля на потребительском рынке города в новых условиях.
В административных округах города Москвы были созданы территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 года не предусматривал возможности применения административных взысканий к юридическим лицам.
Соответственно размеры административных штрафов определялись исходя из того, что субъектами правонарушений являются физические лица (граждане).
Несмотря на внесенные изменения и дополнения, значительное число составов правонарушений, содержавшихся в КоАП РСФСР, не отвечало сложившейся социально-экономической ситуации.
В этих условиях был принят Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы", которым, с учетом пробелов федерального законодательства, были установлены составы административных правонарушений в сфере потребительского рынка, определены штрафные санкции и порядок их применения.
Право проведения контрольных мероприятий и наложения административных взысканий (штрафов) было предоставлено префектурам административных округов, районным Управам, Департаменту потребительского рынка и услуг, ряду органов исполнительной власти города, ранее не имевших реальных рычагов экономического воздействия на правонарушителей.
Названные, а также некоторые другие меры, осуществляемые органами власти Москвы, позволили создать условия для защиты прав потребителей и пресечения недобросовестной конкуренции.
Также принимались меры по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятельности. Постановлением Правительства Москвы от 19.07.94 N 611 "Об утверждении Правил работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность на территории г.Москвы" было введено обязательное требование фиксации проведенной проверки и ее результатов в контрольном журнале установленной формы.
Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" было введено требование об обязательном наличии у работников контролирующих органов направления на проведение проверки с указанием даты и цели ее проведения, должностей и фамилий проверяющих.
В соответствии с указанным Законом координация контроля в сфере потребительского рынка была возложена на отраслевой орган городской администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере торговой деятельности, которым является Департамент потребительского рынка и услуг.
Такая координация осуществлялась Департаментом посредством взаимодействия с контролирующими структурами, в том числе путем организации плановых комплексных проверок.
При проведении комплексных проверок особое внимание уделялось городским рынкам. Была согласована и принята к исполнению "Временная инструкция о порядке организации и проведения комплексных проверок рынков города Москвы".
Скоординированные действия различных контролирующих органов, осуществляющих проверки в соответствии с указанной инструкцией, позволили повысить эффективность контроля на рынках при одновременном сокращении общего количества проверок.
В целях создания условий для предоставления населению услуг торговли и питания, отвечающих современным требованиям и стимулирования развития конкурентного рынка, в г.Москве была введена система сертификации услуг торговли и общественного питания, которая позволила повысить качество предоставляемых услуг.
По инициативе Департамента с 1998 года в Москве и области была введена региональная система идентификации качества алкогольной продукции, позволившая сократить объемы некачественной и фальсифицированной продукции с 60% на момент введения системы до 7-9% в 2001 году.
При этом были отработаны вопросы взаимодействия с контролирующими органами, решены задачи технологического и материально-технического обеспечения системы и т.д.
В соответствии с изменениями Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" маркировка алкогольной продукции региональными идентификационными марками была отменена, что требует реформирования сложившейся системы.
В связи с этим, проблема контроля качества алкогольной продукции приобретает особую актуальность.
В целом, вопросы организации контроля в сфере потребительского рынка требуют дальнейшего совершенствования, в том числе, путем пересмотра структур и функций контролирующих органов.
Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18.04.2002 отмечена необходимость устранения необоснованных административных барьеров, совершенствования работы управленческих органов, повышения доверия граждан к государству.
За последнее время был принят пакет федеральных законов, направленных на "дебюрократизацию" экономики, в том числе Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Вместе с тем, всеми контролирующими органами отмечается по-прежнему высокий процент выявляемых нарушений. Наиболее распространенными продолжают оставаться нарушения, связанные с качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), отсутствием полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах), изготовителях и продавцах, что представляет собой весьма негативную тенденцию.
Сложившаяся ситуация требует более четкой координации деятельности контролирующих органов разных уровней. Причем, их действия должны быть ограничены рамками установленных функций каждого контролирующего органа.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вступивший в силу с 1 июля 2002 года, определил основные составы правонарушений и меры юридической ответственности за их совершение, единый порядок назначения и исполнения административного наказания, иные вопросы производства по делам об административных правонарушениях применительно к современным реалиям.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо привести принятые ими акты об административных правонарушениях в соответствие с КоАП РФ.
С учетом изложенного необходимо привести законодательные акты города Москвы, в том числе Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы", в соответствие с федеральным законодательством, а также принять меры к совершенствованию системы организации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка города, исходя из приоритетов развития взаимоотношений бизнеса и власти в современных условиях, специфики организации городского управления и самоуправления в Москве.

Раздел 2. Правовая основа организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы

Статьей 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации.
Рядом федеральных законов вопросы организации контроля в сфере потребительского рынка прямо отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе и по отдельным видам деятельности.
К ним относятся Федеральные законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в ред. от 30.12.2001), от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 07.01. 99 N 18-ФЗ) и др.
В соответствии со ст. 7 Устава города Москвы основной целью функционирования органов государственной власти столицы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, экономического, социального и культурного развития города в интересах его населения.
Таким образом, Москва, как субъект федерации, вправе ввести административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг. При этом вопросы административной ответственности и общие положения организации контроля в сфере потребительского рынка целесообразно урегулировать специальным законом города, разработанным в соответствии с федеральным законодательством, Уставом города Москвы.
Предметом регулирования данного закона должны быть общественные отношения, складывающиеся между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими субъектами при осуществлении контроля в сфере розничной торговли, выполнения работ, оказания услуг потребительского назначения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
К предмету регулирования закона, также, должны быть отнесены вопросы установления административной ответственности за нарушения обязательных требований (правил и норм) в указанной сфере.
Следует учитывать, что в соответствии с федеральным законодательством субъектом федерации может быть установлена административная ответственность только за нарушения тех требований, которые предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта, изданными по предметам ведения субъекта федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в части, не противоречащей федеральному законодательству.
Выполнение предусмотренных федеральными нормативными актами требований, в частности, по вопросам качества и безопасности товаров потребительского назначения, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров и т.д., вправе проверять и налагать за нарушение санкции только федеральные контролирующие органы.
Законом города Москвы могут быть установлены дополнительные льготы для субъектов предпринимательской деятельности, не противоречащие федеральному законодательству, в том числе в части увеличения периода освобождения от плановых комплексных проверок (согласно федеральному закону данный период не может составлять менее двух лет).
При этом дополнительных ограничений, связанных с организацией и проведением мероприятий по контролю или увеличением максимального размера, санкций закон вводить не может.
Федеральные органы исполнительной власти могут учитывать требования данного закона при организации совместной работы с городскими службами.
Кроме того, законом может быть предусмотрен порядок организации такой работы на основе заключаемых с федеральными органами исполнительной власти соглашений о взаимодействии.

Раздел 3. Цели и задачи организации контрольной деятельности на потребительском рынке города Москвы

Организация контрольной деятельности в сфере потребительского рынка города Москвы должна быть направлена на реализацию следующих основных целей и задач:
- защита прав предпринимателей и конституционных гарантий предпринимательской деятельности;
- сокращение количества проверок и создание эффективного механизма обеспечения прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации контроля и применении мер административной ответственности в соответствии с федеральным законодательством;
- упорядочение деятельности контролирующих органов в сфере потребительского рынка города и устранение административных барьеров развитию предпринимательства на территории Москвы посредством пересмотра полномочий и сокращения числа городских контролирующих органов, имеющих право наложения штрафов;
- предупреждение правонарушений в сфере потребительского рынка;
- повышение ответственности и добросовестности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере потребительского рынка и услуг города, в том числе путем стимулирования образования саморегулируемых организаций предпринимателей, основной целью которых является обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами такой организации;
- координация деятельности общественных объединений потребителей и объединений предпринимателей;
- приведение законодательства Москвы в соответствие с федеральным законодательством.

Раздел 4. Принципы организации контрольной деятельности на территории города Москвы

Организация и координация контрольной деятельности в городе Москве должна быть основана на следующих принципах:
- презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- распределенность (установление четкого разделения компетенции органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, и органов, осуществляющих выявление нарушений и составление протоколов по ним, при одновременном сокращении общего числа органов, уполномоченных применять административное наказание);
- комплексность (переход на проведение преимущественно комплексных проверок);
- приоритет применения мер превентивного характера (предупреждений);
- законность (осуществление контроля строго в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы);
- системность (обеспечение взаимодействия городских и федеральных контролирующих органов, а также общественных организаций и объединений предпринимателей).

Раздел 5. Основные вопросы, которые необходимо решить в целях совершенствования системы контроля на потребительском рынке города Москвы

Для дальнейшего совершенствования системы контроля на потребительском рынке в соответствии с указанными принципами необходимо решить следующие вопросы:
1. Создать условия для сокращения количества проводимых проверок и числа контролирующих органов в городе Москве путем поэтапного перехода на преимущественно комплексные проверки, формируемые с участием федеральных структур.
Для этого необходимо заключить соглашения с федеральными контролирующими органами, в которых целесообразно определить порядок их взаимодействия с городскими структурами, в том числе, путем участия в комплексных проверках.
2. Исключить органы исполнительной власти города (департаменты, префектуры) и органы местного самоуправления из числа организаций, имеющих право применять штрафные санкции, путем отмены Закона города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы" и принятия нового закона, учитывающего положения федерального законодательства.
Указанные органы должны проводить проверки предприятий и выносить предупреждения об устранении выявленных по итогам проведенных проверок нарушений с установлением сроков их устранения.
Неустранение нарушений в добровольном порядке в определенный срок должно быть основанием для применения штрафных санкций со стороны должностных лиц контролирующих органов.
3. Определить порядок координации контрольной деятельности в сфере потребительского рынка по уровням управления городом, с учетом полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Расширить практику применения предупреждения в качестве превентивной меры (вместо штрафа) по отношению к правонарушениям небольшой тяжести с одновременным установлением жесткого контроля за устранением нарушений.
5. Установить действенные меры ответственности должностных лиц контролирующих органов за нарушение прав хозяйствующих субъектов при проведении контроля, вплоть до отстранения от занимаемой должности.
В частности, для более эффективного выявления злоупотреблений должностных лиц контролирующих органов возможно создание систем внутреннего контроля ("надзорного аудита").
6. Упорядочить контрольную деятельность общественных организаций на территории города в соответствии с законодательством Российской Федерации путем заключения соглашений о взаимодействии.
7. Проработать вопросы установления льготного режима контроля для сетевых и иных структур, добровольно принимающих на себя обязательства по обеспечению установленных требований, в том числе посредством организации внутреннего производственного контроля, участия в системах добровольной сертификации услуг, осуществления страхования имущественной ответственности за причинение вреда третьим лицам и т.д.
Так, может быть увеличен период освобождения от плановых комплексных проверок, а также предоставлена возможность добровольно урегулировать претензии, содержащиеся в жалобе на действия хозяйствующего субъекта, до начала процедуры рассмотрения жалобы по существу уполномоченным органом.
8. Штрафные санкции необходимо сохранить только по тем составам, которые предусматривают ответственность за серьезные нарушения, исключив незначительные (в том числе устраняемые в ходе проверок).
При этом должен соблюдаться принцип коллегиального принятия решения о наложении штрафных санкций путем передачи права наложения таких санкций административным комиссиям, создаваемым Мэром Москвы и префектами административных округов.
9. Определить единый механизм реализации полномочий федеральных органов по приостановлению деятельности предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе, при проведении комплексных проверок, а также принудительной ликвидации юридических лиц.
10. Привести законодательство города Москвы в соответствие с федеральным законодательством, с учетом его последних изменений.

Раздел 6. Разграничение полномочий органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления

Полномочия органов законодательной и исполнительной власти Москвы как субъекта федерации и органов местного самоуправления по организации и осуществлению контрольной деятельности в сфере потребительского рынка на территории города определены, в целом, нормами федерального законодательства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе, относятся:
- реализация единой государственной политики и соблюдение федерального законодательства в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) на территории субъекта федерации;
- организация государственного контроля (надзора) на территории субъекта федерации органами исполнительной власти субъекта федерации и подведомственными им государственными учреждениями;
- определение органов исполнительной власти субъектов федерации, уполномоченных осуществлять контрольные (надзорные) функции, установление их организационной структуры, компетенции и порядка деятельности (осуществляется высшим должностным лицом субъекта федерации).
Статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" к компетенции органов местного самоуправления отнесено:
- рассмотрение жалоб потребителей, консультирование по вопросам защиты прав потребителей;
- анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
- извещение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества либо опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды и пр.
Федеральным законом от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не относятся к органам государственного контроля (надзора) и не могут быть наделены полномочиями по назначению и исполнению административных наказаний за выявленные правонарушения. Поэтому проведение проверок хозяйствующих субъектов представителями районных Управ целесообразно по жалобам граждан.
В целях повышения эффективности контроля и устранения необоснованного дублирования функций контролирующих органов, разрешения спорных вопросов и разработки предложений по дальнейшему совершенствованию контрольной деятельности, целесообразно создание при Правительстве Москве коллегиальных органов (Межведомственных комиссий с привлечением общественных организаций и предпринимательских структур, советов и пр.).

Раздел 7. Порядок организации контрольной деятельности

Основой организации контроля являются комплексные проверки субъектов предпринимательской деятельности, организуемые органами исполнительной власти города с участием федеральных контролирующих органов, общественных объединений потребителей и органов местного самоуправления по поручениям Мэра и Правительства Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг, префектов административных округов с указанием цели проверки и пределов подлежащих контролю требований.
Проверки по обращениям организаций и жалобам граждан (потребителей) производятся тем органом, которому адресована жалоба (направлена по подведомственности) в пределах его компетенции.
В целях оптимизации контрольной деятельности предлагается дифференцировать комплексные проверки по уровням городского управления по следующей схеме: город - округ - район. Для каждого уровня следует определить рамки мероприятий по контролю.
Для городского уровня целесообразно определить перечень подведомственных объектов (объектов городского значения), в который должны войти:
- крупные торговые объекты (в соответствии с Законом города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" к категории крупных объектов отнесены те, торговая площадь которых превышает 1000 кв. метров, независимо от количества арендаторов (собственников) объекта);
- объекты, расположенные на центральных городских магистралях и в местах особого историко-архитектурного значения; объекты, деятельность которых в силу ее специфики должна координироваться на уровне города (например, рынки, крупные сетевые предприятия и т.д.).
Перечень таких объектов (категорий объектов) должен быть определен нормативным актом исполнительной власти.
Городские проверки необходимо осуществлять силами городских контролирующих органов с привлечением территориальных управлений федеральных структур по городу Москве, префектур административных округов. Организатором таких комплексных проверок должен выступать орган, созданный для координации деятельности инспекций на уровне города, и Департамент потребительского рынка и услуг.
Комплексные проверки объектов окружного значения следует осуществлять преимущественно силами территориальных подразделений контрольных (надзорных) органов в округах с привлечением представителей районных Управ.
Организация плановых проверок объектов окружного значения передается префектам административных округов.
Органы местного самоуправления (районные управы) вправе проводить проверки объектов потребительского рынка только по жалобам граждан.
При организации контроля необходимо предусмотреть льготные режимы проведения контрольных мероприятий в отношении крупных сетевых структур предпринимателей, добровольно принимающих на себя обязательства по обеспечению соблюдения установленных нормативных требований, в том числе в рамках производственного контроля, а также предприятий, аккредитованных Правительством Москвы на социальное обслуживание.
Необходимо отработать механизм взаимодействия контролирующих органов и саморегулируемых организаций предпринимателей, создаваемых в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в том числе, путем предупреждения о предстоящей проверке, проведения проверки только в отношении 10% членов саморегулируемой организации и т.д.
Отдельно также должен быть регламентирован порядок взаимодействия контролирующих органов и общественных организаций по защите прав потребителей.
При этом следует исходить из того, что такие общественные организации имеют право проведения проверок хозяйствующих субъектов в порядке, определенном ст. 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", составления актов по результатам проверок и направления их в соответствующие контролирующие органы.
Требуют особого внимания вопросы учета мероприятий по контролю, в том числе порядок обмена информацией о результатах их проведения с учетом использования информации Центра координации контрольной деятельности, созданного при Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы, регистрирующих органов, Торгового реестра и т.д.

Раздел 8. Административная ответственность и порядок производства по делам об административных правонарушениях

Законом города Москвы "Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг г.Москвы" должен быть установлен перечень составов административных правонарушений с указанием вида и размера санкций (административных наказаний).
Составы, включенные в закон, не должны дублировать составы, содержащиеся в федеральном законодательстве, так как законом города может быть установлена ответственность только за несоблюдение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города в пределах компетенции, предоставленной Москве как субъекту федерации.
В число составов правонарушений могут быть включены:
- нарушение правил работы предприятий торговли и бытового обслуживания, установленных нормативными актами города (в том числе правил работы рынков и объектов мелкорозничной сети);
- нарушение требований к розничной реализации алкогольной продукции, установленных субъектом федерации в рамках полномочий, делегированных субъектам федеральными законами;
- осуществление мелкорозничной торговли (услуг) без разрешения на право торговли (оказание услуг);
- нарушение сроков устранения выявленных контролирующими органами нарушений и т.д.
Для удобства правоприменения соответствующие статьи (части, статей) следует сгруппировать по тяжести правонарушений, критериями оценки которой могут быть общественная опасность, вид и размер административного наказания.
Разработка данных положений предполагает систематизацию и анализ нормативной базы города в сфере потребительского рынка в целях выявления норм, устанавливающих обязательные требования к деятельности субъектов потребительского рынка, не обеспеченных действенными мерами ответственности за их нарушение.
В качестве административного наказания следует предусмотреть вынесение предупреждения или взимание административного штрафа.
Предупреждение будет являться действенной превентивной мерой в отношении субъектов, совершивших правонарушения небольшой тяжести, а административный штраф - реальным экономическим механизмом контроля за соблюдением действующих норм и правил, применяемым в случаях, когда превентивные меры не достигли ожидаемого эффекта или применение их нецелесообразно либо несоразмерно тяжести содеянного.
Размеры штрафов устанавливаются по правилам и в пределах, предусмотренных КоАП РФ.
В части процессуального порядка оформления результатов проведения контрольных мероприятий, следует сделать ссылку на соответствующие положения законодательства, которыми он регламентируется, особенно в случаях выявления нарушений.
В законе должен содержаться перечень необходимых процессуальных документов, обязательное наличие которых предусмотрено федеральным законодательством.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законом, должны рассматриваться:
- при выявлении административного правонарушения в ходе проведения проверки объекта городского значения - городской административной комиссией;
- при выявлении административного правонарушения в ходе проведения проверки объекта окружного значения либо объекта мелкорозничной торговли или услуг - окружной административной комиссией.
Составы административных комиссий целесообразно формировать из представителей городских контролирующих органов. При этом в их число в обязательном порядке должны войти представители органов, обеспечивающих качество и безопасность продукции (товаров и услуг).
Городская административная комиссия, уполномоченная рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка, создается при отраслевом органе исполнительной власти города. Состав городской административной комиссии и порядок ее деятельности определяется Положением об административных комиссиях, утверждаемым высшим должностным лицом города Москвы.
Окружные административные комиссии, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка, создаются при территориальных органах исполнительной власти города Москвы (префектурах административных округов). Составы окружных административных комиссий утверждаются префектами административных округов города Москвы в соответствии с Положением об административных комиссиях.
Также, должен быть указан механизм обжалования действий должностных лиц органов государственного контроля, в том числе и решений о наложении административного наказания.
Для предупреждения возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц контролирующих органов в текст закона необходимо включить положение о персональной ответственности должностных лиц за объективное, полное и всестороннее исследование обстоятельств дел о выявленных правонарушениях, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну контролируемых хозяйствующих субъектов.
Целесообразно включить в закон положение о материальной ответственности контролирующего органа за ущерб, нанесенный неправомерными действиями должностных лиц при проведении контрольных мероприятий.
Жалобы на неправомерные действия должностных лиц городских контролирующих органов могут быть направлены в Межведомственную комиссию при Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства (далее - Межведомственная комиссия).
По результатам рассмотрения поступивших жалоб Межведомственная комиссия выносит решение о правомерности (неправомерности) действий должностного лица с направлением материалов в Правительство Москвы, руководителям отраслевых и функциональных органов исполнительной власти города, префектам административных округов.
Решение Межведомственной комиссии является основанием для наложения дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, вплоть до увольнения виновного должностного лица.
Решение Межведомственной комиссии может быть обжаловано в суд.
В качестве дополнительной меры воздействия на нарушителей следует предусмотреть проведение мероприятий по проверке предписаний контролирующих органов об устранении выявленных нарушений.
Целесообразно определить механизм приостановления функционирования торговых и иных объектов потребительского рынка в соответствии с федеральным законодательством. При этом нужно учитывать, что в настоящее время правом приостановления отдельных видов деятельности (например, продажи, хранения товаров, использования определенных помещений, эксплуатации объектов и т.д.) обладают: федеральный антимонопольный орган; федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации; федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора; федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов; другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные подразделения), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов юридическое лицо (субъект потребительского рынка) может быть ликвидировано по решению суда.
В этом случае требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, может быть предъявлено в суд государственным органом, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут быть заявлены налоговыми органами, органами Федеральной комиссии по ценным бумагам, рядом иных органов, а также прокурором (на основании ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Правом на предъявление такого рода исков в суд не наделены ни органы исполнительной власти субъектов федерации, ни органы местного самоуправления.
Таким образом, подобные иски могут быть направлены в суд через прокуратуру города по инициативе городского отраслевого органа исполнительной власти, осуществляющего управление и регулирование в сфере торговой деятельности, а также территориальных органов исполнительной власти Москвы.
В связи с принятием закона необходимо признать утратившими силу Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы" и абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве".


Приложение 2
к постановлению Правительства Москвы
от 27 августа 2002 г. N 692-ПП

Проект
Закон города Москвы

"Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы"

Настоящий Закон в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и Уставом города Москвы регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением контроля, а также устанавливает административную ответственность за нарушения обязательных требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы в сфере розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг населению.
Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, связанные с проведением лицензионного контроля, а также иных видов контроля (надзора), регулируемых специальными федеральными законами и законами города Москвы, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
контрольная деятельность - деятельность уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) органов исполнительной власти города Москвы по проведению проверок выполнения юридическими и физическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в сфере потребительского рынка и услуг;
объекты городского значения - крупные торговые объекты, а также другие имущественные комплексы, отнесенные к категории объектов городского значения в силу особенностей месторасположения, осуществляемых видов деятельности и т.д. Перечень таких объектов определяется в порядке, установленном Мэром Москвы;
объекты окружного значения - объекты потребительского рынка города, не отнесенные к объектам городского значения либо к объектам мелкорозничной сети;
сетевая организация потребительского рынка - совокупность расположенных на территории города Москвы юридических лиц, их филиалов либо иных структурных подразделений, осуществляющих торговлю или оказание бытовых услуг населению либо услуг общественного питания и находящихся под общим управлением в силу закона или договора.

Статья 2. Цели Закона

Целями настоящего Закона являются:
защита прав предпринимателей и конституционных гарантий предпринимательской деятельности;
устранение административных барьеров развитию предпринимательства на территории города;
создание условий для обеспечения прав потребителей и предупреждение правонарушений в сфере потребительского рынка;
повышение эффективности деятельности контролирующих органов в сфере потребительского рынка и услуг.

Статья 3. Задачи Закона

К задачам настоящего Закона относятся:
организация взаимодействия федеральных и городских контролирующих органов, устранение дублирования их функций;
координация деятельности общественных объединений потребителей;
стимулирование создания саморегулируемых организаций предпринимателей;
установление административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка;
сокращение количества проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также органов, уполномоченных назначать административные наказания в виде административного штрафа.

Статья 4. Принципы организации контрольной деятельности на территории города

К основным принципам организации контрольной деятельности на территории города относятся:
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
законность и обоснованность проведения мероприятий по контролю;
комплексность мероприятий по контролю;
распределенность (четкое разграничение полномочий контролирующих органов);
системность (координация деятельности контролирующих органов);
приоритет применения мер превентивного характера (предупреждений) за правонарушения небольшой тяжести.

Статья 5. Разграничение полномочий органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления

1. К полномочиям законодательного (представительного) органа власти города Москвы относятся:
определение общих принципов и порядка организации контрольной деятельности на территории города в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе целей, принципов, приоритетов и т.д.;
установление административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы;
иные полномочия, отнесенные к компетенции законодательного (представительного) органа власти Уставом города Москвы.
2. К полномочиям Мэра Москвы относятся:
установление перечня городских органов исполнительной власти и подведомственных организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля (городских контролирующих органов);
определение организационной структуры, компетенции, функций и порядка деятельности городских органов государственного контроля в соответствии с федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы;
утверждение Положения об административных комиссиях, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка города Москвы.
3. К полномочиям органов исполнительной власти города Москвы относятся:
реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора);
организация государственного контроля на территории города Москвы и осуществление контрольной деятельности органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;
осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора);
координация деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в соответствии с федеральными законами, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
осуществление производства и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;
привлечение представителей юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также общественных объединений потребителей к участию в решении вопросов организации и осуществления контрольной деятельности;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
4. К полномочиям органов местного самоуправления города Москвы относятся:
рассмотрение жалоб потребителей на нарушение обязательных требований к товарам (работам, услугам) и проведение проверок по обращениям потребителей;
извещение федеральных и городских контролирующих органов, о выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества либо опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей или окружающей среды;
участие в проведении комплексных и иных проверок, организуемых уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы;
оказание консультационных услуг гражданам по вопросам защиты прав потребителей;
обращение в суды в защиту прав потребителей;
иные полномочия, предусмотренные для органов местного самоуправления законами города Москвы.
5. Органы местного самоуправления не вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, назначать и применять административные наказания.
6. При проведении проверок должностные лица городских контролирующих органов, а также органов местного самоуправления обязаны использовать утвержденные нормативными правовыми актами города Москвы формы документов, в том числе бланки распоряжений на проведение проверки.

Глава 2. Порядок организации контрольной деятельности

Статья 6. Формы государственного контроля

1. Государственный контроль в сфере потребительского рынка и услуг на территории города осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок деятельности физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Проверки организуются преимущественно на комплексной основе.
Порядок организации проверок и порядок взаимодействия контролирующих органов города Москвы при проведении проверок определяется Мэром Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.
2. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля города Москвы не вправе проверять выполнение требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля, от имени которого действуют должностные лица, а также совершать иные действия, запрещенные федеральными законами или законами города Москвы.

Статья 7. Взаимодействие городских и федеральных контролирующих органов

1. Координация деятельности городских контролирующих органов и территориальных подразделений федеральных органов государственного контроля (надзора) осуществляется на основе соглашений, заключаемых в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Соглашения определяют формы и порядок взаимодействия городских и федеральных органов государственного контроля (надзора), в том числе вопросы информационного обмена, участия в проведении мероприятий по контролю, совместной разработки и реализации мер по предупреждению и пресечению правонарушений, повышению добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Соглашения о взаимодействии, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заключаются между отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим управление и регулирование в сфере торговой деятельности и предоставления населению услуг потребительского назначения, и территориальными подразделениями федеральных органов государственного контроля (надзора).

Статья 8. Взаимодействие контролирующих органов и отдельных категорий предприятий потребительского рынка

1. Саморегулируемые организации предпринимателей, а также сетевые организации потребительского рынка вправе добровольно принять на себя дополнительные обязательства по добросовестному осуществлению профессиональной деятельности, в том числе в рамках внутреннего производственного контроля, страхования имущественной ответственности за причинение вреда третьим лицам, предоставления иных гарантий.
В этом случае заключаются соглашения о взаимодействии при проведении государственного контроля, если федеральным законодательством или законодательством города Москвы не установлено иное.
2. Соглашения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, заключаются отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим управление и регулирование в сфере торговой деятельности и предоставления населению услуг потребительского назначения.

Статья 9. Взаимодействие контролирующих органов и общественных объединений потребителей

1. Общественные объединения потребителей могут привлекаться к осуществлению мероприятия по контролю на основании распоряжения (приказа) руководителя органа исполнительной власти, ответственного за проведение проверки.
2. Формы взаимодействия городских контролирующих органов и общественных объединений потребителей определяются соглашениями о взаимодействии.

Статья 10. Проведение мероприятий по контролю в отношении участников сертификации услуг

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - участников систем сертификации услуг плановые комплексные проверки проводятся одновременно с проведением предусмотренных условиями добровольной сертификации мероприятий по инспекционному контролю, но не чаще чем один раз в два года.

Статья 11. Учет мероприятий по контролю

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю установленной формы.
О каждой проверке лицо, ответственное за ее проведение, либо иное уполномоченное должностное лицо производит запись в журнале учета мероприятий по контролю с указанием даты, времени и продолжительности проверки, фамилии, имени, отчества и должности лица ее проводившего.
О внесении записи в журнал учета мероприятий по контролю либо о невнесении такой записи (с указанием причин) делается отметка в акте, составляемом по результатам проведенной проверки.
2. Лицо, ответственное за проведение проверки, либо иное уполномоченное должностное лицо направляет информацию о результатах проведенной проверки в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий учет мероприятий по контролю.
3. В случаях, предусмотренных соглашениями о взаимодействии, информация о результатах проведенной городскими контролирующими органами проверки направляется федеральным органам государственного контроля (надзора) и (или) общественным объединениям потребителей.
4. При формировании базы данных учета мероприятий по контролю, проводимых на территории города Москвы, используются сведения органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные Торгового реестра, иных информационных ресурсов города Москвы.
Городские органы государственного контроля обязаны использовать информацию базы данных учета мероприятий по контролю при планировании проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов.
5. Информация, полученная в результате проведения мероприятия по контролю, за исключением сведений о некачественных либо опасных для жизни или здоровья товарах (работах, услугах), считается конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Лица, допустившие разглашение такой информации несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Глава 3. Административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях

Статья 12. Производство по делам об административных правонарушениях

1. Оформление результатов мероприятий по контролю и производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом, влечет назначение административного наказания в виде вынесения предупреждения или наложения административного штрафа.
3. Административные наказания в виде административного штрафа назначаются только административными комиссиями, создаваемыми на территории города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

Статья 13. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

1. Органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, являются руководители городских контролирующих органов в пределах своей компетенции и административные комиссии, создаваемые в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Административные комиссии являются коллегиальными органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания в виде вынесения предупреждений и наложения административных штрафов.
Положение об административных комиссиях, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка города Москвы, утверждается Мэром Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Административные комиссии формируются из представителей городских контролирующих органов с обязательным включением в их состав должностных лиц органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью продукции, сырья и продовольствия.
3. Постановление административной комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Нарушение правил работы рынков

1. Нарушение установленных законом либо иным нормативным правовым актом города Москвы правил (требований, норм) работы рынков - влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей, либо неустранение нарушения в установленный срок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 15. Нарушение правил работы объектов мелкорозничной торговли

1. Нарушение установленных законом либо иным нормативным правовым актом города Москвы правил (требований, норм) работы объектов мелкорозничной торговли - влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей статьи правил (требований, норм), а равно нарушение, повлекшее или создавшее угрозу причинения вреда здоровью людей, либо неустранение нарушения в установленный срок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 16. Осуществление мелкорозничной торговли (услуг) без разрешения на право торговли (оказание услуг)

Осуществление мелкорозничной торговли и(или) оказание услуг без специального разрешения, предусмотренного законом либо иным нормативным правовым актом города Москвы, или с нарушением условий выдачи такого разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 17. Нарушение порядка льготного обслуживания населения

1. Нарушение порядка предоставления льгот в обслуживании отдельных категорий граждан, установленного нормативными правовыми актами города Москвы - влечет вынесение предупреждения.
2. Повторное нарушение предусмотренных частью 1 настоящей статьи правил, либо неустранение нарушения в установленный срок - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 18. Невыполнение предписания органа государственного контроля города Москвы

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования уполномоченного органа (должностного лица) города Москвы, осуществляющего государственный контроль либо воспрепятствование осуществлению должностным лицом органа государственного контроля служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 19. Приостановление и прекращение деятельности объектов

1. В случае неоднократного нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, установленных федеральным законодательством или законодательством города Москвы, руководитель отраслевого (территориального) органа исполнительной власти города, наделенного полномочиями по проведению государственного контроля, вправе:
направить обращение в федеральные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, с предложением о приостановлении деятельности такого юридического лица или индивидуального предпринимателя до устранения выявленных нарушений;
направить обращение в уполномоченные федеральные органы власти с предложением о ликвидации такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в судебном порядке.
2. В случае выявления нарушений в действиях должностных лиц организаций потребительского рынка, руководитель отраслевого (территориального) органа исполнительной власти вправе инициировать процедуру дисквалификации должностного лица, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Ответственность должностных лиц органов государственного контроля

1. Должностные лица органов государственного контроля несут персональную ответственность за полное, объективное и всестороннее исследование всех обстоятельств, имеющих значение при проведении мероприятия по контролю.
За ущерб, причиненный неправомерными действиями при проведении мероприятия по контролю, должностные лица, участвовавшие в проведении проверки, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия должностных лиц городских контролирующих органов могут быть обжалованы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо непосредственно в суд.

Статья 21. Распределение денежных средств, полученных от взимания штрафов

Денежные средства, полученные от взимания административных штрафов, направляются в бюджет города Москвы.
Запрещается непосредственное перечисление средств, полученных от взимания штрафов, на счета органов государственного контроля.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 22. Приведение нормативных правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом

1. С момента введения в действие настоящего Закона признать утратившими силу:
- Закон города Москвы от 29.06.94 N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг г.Москвы";
- Закон города Москвы от 27.09.95 N 19 "О внесении дополнений в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы";
- Закон города Москвы от 05.11.97 N 45 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 29 июня 1994 года N 11-51 "О штрафных санкциях за нарушения в работе предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы";
- пункт 1 статьи 1 Закона города Москвы от 21.02.2001 N 6 "О приведении в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации отдельных законов города Москвы";
- абзацы второй, третий, четвертый статьи 14 Закона города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве".
2. Пункт 11 статьи 2 Закона города Москвы от 11.09.96 N 28-91 "О районной Управе в городе Москве" изложить в следующей редакции:
"11) контроль за соблюдением установленного правовыми актами города Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг в соответствии с законами города Москвы;".
3. Органам государственной власти города Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 23. Введение настоящего Закона в действие

Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,