Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Законы / Законы г. Москвы / О Московской городской народной дружине


Закон г. Москвы
от 26 июня 2002 г. N 36

"О Московской городской народной дружине"

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы деятельности Московской городской народной дружины, определяет ее организационную структуру и систему управления, обязанности, права и ответственность народных дружинников, а также гарантии их правовой и социальной защиты.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Московская городская народная дружина

1. Московская городская народная дружина - государственно-общественное объединение, которое создается в целях оказания населением города Москвы содействия органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и состоит из жителей Москвы, принятых в ее состав в установленном порядке, объединенных под руководством уполномоченного государственного учреждения - Московского городского штаба народной дружины.
2. В Московской городской народной дружине не допускается создание и деятельность структур политических партий или движений.
Запрещается деятельность Московской городской народной дружины в интересах отдельных политических партий и движений.

Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности Московской городской народной дружины

1. Правовую основу деятельности Московской городской народной дружины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты города Москвы.
2. Деятельность Московской городской народной дружины основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Основные задачи Московской городской народной дружины

1. Основными задачами Московской городской народной дружины являются:
а) содействие органам государственной власти города Москвы, органам местного самоуправления и правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности населения и охране общественного порядка при возникновении стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
в) распространение правовых знаний, разъяснение населению и гостям Москвы норм поведения в общественных местах.
2. Формы и методы деятельности Московской городской народной дружины по выполнению стоящих перед ней задач определяются Положением о Московской городской народной дружине (далее - Положение), утверждаемым Правительством Москвы.
3. Московская городская народная дружина решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми коллективами организаций, органами территориального общественного самоуправления, общественными объединениями и жителями Москвы.

Глава 2. Организация деятельности Московской городской народной дружины

Статья 4. Создание Московской городской народной дружины

Московская городская народная дружина создается Правительством Москвы.

Статья 5. Структура Московской городской народной дружины

1. Московская городская народная дружина строится в соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из Московского городского штаба народной дружины и подчиненных ему территориальных подразделений.
2. Территориальными подразделениями Московской городской народной дружины являются народные дружины районов и иных территориальных единиц города Москвы, которые объединяются в народные дружины административных округов.

Статья 6. Руководство деятельностью Московской городской народной дружины

1. Общее руководство деятельностью Московской городской народной дружины осуществляет Правительство Москвы.
2. Общее руководство деятельностью народных дружин административных округов осуществляют префекты административных округов. Органы местного самоуправления координируют взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами, а также оказывают помощь в материально-техническом обеспечении их деятельности.
3. Непосредственное руководство деятельностью Московской городской народной дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины.
Московский городской штаб народной дружины учреждается Правительством Москвы в форме государственного учреждения. С момента государственной регистрации Московский городской штаб народной дружины приобретает права юридического лица.
4. Московский городской штаб народной дружины возглавляет начальник Московского городского штаба народной дружины, который назначается на должность и освобождается от нее распоряжением Мэра Москвы.
5. Непосредственное руководство деятельностью народной дружины территориальной единицы города Москвы (административного округа или района) осуществляет начальник штаба народной дружины, который является работником Московского городского штаба народной дружины.
Назначение на должность начальника штаба народной дружины административного округа, района осуществляется по согласованию с руководителем территориального органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления соответственно.

Статья 7. Прекращение деятельности Московской городской народной дружины

Прекращение деятельности (ликвидация) или реорганизация Московской городской народной дружины и Московского городского штаба народной дружины осуществляется Правительством Москвы.

Статья 8. Прием в Московскую городскую народную дружину и отчисление из ее состава

1. В Московскую городскую народную дружину принимаются в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, проживающие в городе Москве, добровольно изъявившие желание участвовать в деятельности народной дружины, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять обязанности народного дружинника.
2. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в Московскую городскую народную дружину, приобретает статус народного дружинника после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев.
3. Порядок приема в Московскую городскую народную дружину, отчисления из ее состава и прохождения испытательного срока определяется Положением.
4. В Московской городской народной дружине не могут состоять граждане:
а) имеющие судимость;
б) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании) или алкоголизма;
в) признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
г) имеющие административные взыскания за правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;
д) имеющие заболевания или физические недостатки, которые по заключению медицинского учреждения препятствуют выполнению обязанностей народного дружинника;
е) не имеющие регистрации по месту жительства в городе Москве.
5. Гражданин может быть отчислен из Московской городской народной дружины по следующим основаниям:
а) личное заявление;
б) при наступлении обстоятельств, указанных в части 4 настоящей статьи;
в) в случае систематического невыполнения обязанностей народного дружинника;
г) в случае грубого нарушения законности, дисциплины или необоснованного применения физической силы при исполнении обязанностей, возложенных на него настоящим Законом.
6. Гражданину, принятому в Московскую городскую народную дружину, выдается удостоверение дружинника, подтверждающее его правовой статус. Бланки удостоверений дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение дружинника выдается на текущий календарный год и подлежит замене по результатам ежегодной аттестации дружинников. Удостоверение дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его выбытия (исключения) из народной дружины.

Глава 3. Обязанности, права и ответственность народных дружинников

Статья 9. Обязанности народного дружинника

1. Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка, обязан:
а) соблюдать требования законодательства, не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, проявлять корректность и выдержку при обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека и гражданина;
б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления города Москвы, правоохранительных органов в случае их обращения содействие в выполнении ими функций по охране общественного порядка, предупреждению или пресечению правонарушений;
в) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от правонарушений или от несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
г) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных правонарушениях в органы внутренних дел;
д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;
е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему известной в связи с осуществлением деятельности по охране общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено законодательством;
ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и нормы выходов на дежурства, выполнять распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при нахождении на дежурстве - старшего наряда дружинников;
з) иметь при себе удостоверение народного дружинника, нарукавную повязку или отличительный нагрудный знак дружинника. При обращении к гражданам или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и предъявить удостоверение народного дружинника;
и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей специальной и физической подготовки.
2. Принимая участие в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками правоохранительных органов, народные дружинники обязаны выполнять их законные распоряжения.
3. Народные дружинники выполняют возложенные на них обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной основе.

Статья 10. Права народных дружинников

1. Народный дружинник при исполнении им обязанностей, возложенных на него настоящим Законом, имеет право:
а) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и прекращения правонарушений;
б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность в случаях, когда установление личности необходимо для выяснения обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;
в) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие в доставлении в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в органы внутренних дел, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших правонарушения, в целях пресечения правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, при активном неповиновении или сопротивлении правонарушителей применять к ним физическую силу в пределах права на необходимую оборону;
г) оказывать содействие в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов, осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;
д) участвовать по решению уполномоченных органов государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании) участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведении карантинных мероприятий, проведении массовых мероприятий;
е) использовать транспортные средства организаций независимо от их форм собственности, общественных объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения) для транспортировки в лечебные учреждения граждан, пострадавших от несчастных случаев или преступлений и нуждающихся в связи с этим в срочной медицинской помощи;
ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих отлагательства, для связи с органом внутренних дел или штабом народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо от их форм собственности.
2. Народные дружинники Московской городской народной дружины имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме такси) в пределах города Москвы.

Статья 11. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действие или бездействие народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством.
2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями народных дружинников, находившихся при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Законом, подлежит возмещению по решению суда из средств, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины в порядке, определяемом Правительством Москвы, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
3. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в соответствующий орган исполнительной власти, штаб народной дружины или в суд.

Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников. Меры поощрения и взыскания

Статья 12. Гарантии правовой защиты народных дружинников

1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей находится под защитой государства. Его законные требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения всеми гражданами.
2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и не может быть ограничен требованиями уставов и иными решениями политических партий, общественных объединений и движений.
3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это настоящим Законом. Никто не имеет право принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не возложены на него настоящим Законом.
При получении указаний, противоречащих закону, народный дружинник обязан руководствоваться законом.
4. Воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантии социальной защиты народных дружинников

Гарантии социальной защиты народных дружинников устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 14. Меры поощрения и взыскания

1. Для поощрения народных дружинников органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, руководители организаций, органы территориального общественного самоуправления в пределах своих полномочий могут применять различные меры морального и материального поощрения.
Меры морального и материального поощрения могут применяться и к руководителям организаций, оказывающим содействие в деятельности народных дружин.
2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка, проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут быть представлены к награждению государственными наградами Российской Федерации и наградами города Москвы.
3. Меры поощрения народных дружинников, применяемые Московским городским штабом народной дружины, а также меры взыскания, основания и порядок их применения устанавливаются Положением.

Глава 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение народных дружин

Статья 15. Финансирование Московской городской народной дружины

1. Финансирование Московской городской народной дружины осуществляется из бюджета города Москвы, целевых бюджетных фондов города Москвы, а также за счет средств организаций, общественных объединений и иных поступлений, не противоречащих законодательству.
2. Указанные средства направляются на финансирование расходов по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств защиты, организацию правового и специального обучения, обеспечение социальных гарантий народных дружинников, оказание материальной помощи, изготовление или приобретение форменной одежды, символики, атрибутики и документации Московской городской народной дружины и другие расходы, необходимые для обеспечения ее деятельности.
3. Выплата денежного содержания работникам аппарата Московского городского штаба народной дружины осуществляется исключительно из средств бюджета города Москвы, выделяемых на содержание Московской городской народной дружины.

Статья 16. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины

1. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской городской народной дружины осуществляется за счет средств, выделяемых на ее финансирование.
2. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления обеспечивают Московский городской штаб народной дружины, народные дружины территориальных единиц города Москвы необходимыми помещениями, оборудованием и средствами связи в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Здания, строения и помещения, предоставляемые народным дружинам, передаются Московскому городскому штабу народной дружины в оперативное управление или безвозмездное пользование и не подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 17. Контроль за деятельностью Московской городской народной дружины

Контроль за деятельностью Московской городской народной дружины и ее структурных подразделений осуществляют в пределах своих полномочий органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления и правоохранительные органы.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Москва,
Московская городская Дума
26 июня 2002 года
N 36

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ,