Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Архив публикаций / О противоречии некоторых положений Федерального закона ``Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`` Конституции РФ


О противоречии некоторых положений Федерального закона ``Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации`` Конституции РФ

Кислякова М.А.,
Эксперт Фонда системного анализа
и социально-экономического проектирования

В 2003 году были приняты поправки в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по сути, полностью изменившие редакцию данного закона. Среди прочих нововведений, указанные поправки существенно сократили полномочия субъекта федерации в экономической сфере. В частности, в новой главе "Экономическая основа деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации" установлен закрытый перечень имущества, которое может находиться в собственности субъекта РФ. Также установлено, что порядок учета такого имущества определяется федеральным законом. Именно эти положения закона представляются противоречащими Конституции РФ.
Из смысла положений Конституции РФ о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами федерации следует, что все, что не отнесено к исключительному ведению РФ, находится либо в совместном ведении федерации и субъекта РФ, либо только к ведению субъекта РФ (статьи 71, 72, 73 Конституции РФ). Так, порядок учета имущества субъекта РФ никак нельзя отнести к предметам, относящимся к исключительному ведению федерации, в то время как ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон), допуская возможность существования только федерального законодательства, регулирующего порядок учета имущества субъекта РФ, фактически устанавливает еще один предмет исключительно федерального ведения.
Также следует обратить внимание на то, что в Конституции РФ не предусмотрены полномочия Российской Федерации на определение состава имущества, которым может владеть субъект РФ. Напротив, установлено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Имущество, которое может находиться в собственности субъекта РФ в соответствии с новой редакцией Закона, не может приносить доходы, его содержание требует только расходов (установлено, что субъект РФ может владеть только социально-ориентированным имуществом: образовательными, медицинскими учреждениями, дорогами, пассажирским транспортом, помещениями, необходимыми для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта РФ, но не нежилыми помещениями для коммерческого использования). В указанном перечне нет вообще никакого имущества, которое может приносить доходы субъекту РФ. Вместе с тем, в соответствии и с Конституцией РФ, и федеральным законодательством на субъекте федерации лежат обязанности по выполнению ряда социальных функций, требующих расходов бюджета субъекта: выплата пособий, обеспечение определенных групп граждан льготами, содержание системы жилищно-коммунального хозяйства, предоставление жилья, содержание тех же социальных объектов, которые перечислены в статье 26\11 Закона. В настоящий момент такие расходы в значительной степени покрываются за счет сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, от дохода, приносимого компаниями с его участием. Если лишить субъект РФ данных источников дохода, с одновременным сокращением доли налоговых поступлений, тенденция к чему существует на настоящий момент, то ни о каком развитии государственной власти на местах, гарантировании социальных прав граждан и повышении уровня жизни не может быть и речи. Особенно это имеет значение для такого делового и политического центра, как город Москва, которому принадлежит значительное количество объектов коммерческой недвижимости и пакетов акций, за счет чего город может проводить масштабные социальные программы (предоставление льгот, повышение уровня заработной платы, пенсий).
Исходя из изложенного выше, представляется целесообразным для органов власти города Москвы в возможно сжатые сроки обратиться в Конституционный Суд РФ с вопросом о противоречии Закона в указанной части Конституции РФ.

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
, , , ремонт инструмента хилти|На http://www.vverh.net дизайн-проект.,