Фонд системного анализаФонд системного анализа
Архив новостей
Архив публикаций
Законы, постановления
Проекты законов
Координаты

 Главная / Архив публикаций / О введении механизма саморегулирования оценочной и аудиторской деятельности


О введении механизма саморегулирования оценочной и аудиторской деятельности

Кислякова М.А.,
Эксперт Фонда системного анализа
и социально-экономического проектирования

В настоящий момент государственная власть стремиться отказаться от механизма лицензирования определенных видов деятельности в пользу так называемого саморегулирования. То есть, вместо того, чтобы проверять соответствие определенным требованиям конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя и на основании этого соответствия выдавать лицензию соответствующим уполномоченным органом государственной власти, предполагается отдать такую проверку соответствия непосредственно рынку тех или иных услуг.
В Правительстве Российской Федерации уже разработаны поправки в федеральные законы "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "Об аудиторской деятельности", направленные на отмену лицензирования указанных видов деятельности и введения механизма саморегулирования. Аналогичная система уже установлена и действует в рамках ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Устанавливая такой вид контроля, исполнительная власть уверена, что рынок соответствующих услуг лучше отрегулирует и проконтролирует своих участников, чем это сделает соответствующее ведомство, выдающее лицензии.
Однако введение саморегулирования в том виде, в каком предлагается разработчиком проекта поправок, Минэкономразвития России, существенно противоречит Федеральному закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также не решит поставленной задачи вывода с рынка недобросовестных исполнителей.
Противоречие Федеральному закону "О конкуренции" в рассматриваемом проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" состоит, в частности, в следующем.
В статье 7 Закона РФ "О конкуренции" установлено, что органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров.
В рассматриваемом случае мы видим именно такие ограничения, так как существующие саморегулируемые организации могут просто отказаться принимать в свои члены вновь созданные компании как ненужных конкурентов. В случае с лицензированием ситуация совершенно иная - государственный орган, выдающий лицензии, не заинтересован в том, чтобы участников на том или ином рынке было больше или меньше - его интересует только соответствие требованием, установленным законом. Например, для получения лицензии на занятие оценочной деятельностью организации достаточно иметь в штате определенное количество сотрудников с соответствующим образованием. Для участия же в саморегулируемой организации необходимо платить денежные взносы, что также существенно затруднит вход на рынок новых компаний.
В статье 34 Конституции РФ также указано, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В то же время, рассматриваемые поправки именно создают благоприятную среду для развития недобросовестной конкуренции в определенном сегменте рынка и устанавливают подобные ограничения.
Например, в проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности" предусмотрено, что саморегулируемая организация должна включать в себя не менее 500 членов. Следует учитывать, что саморегулируемая организация - это самостоятельное юридическое лицо, и хотя ее участники не теряют своей обособленности, они все же вынуждены подчиняться установленным в ней правилам и действовать в рамках такого юридического лица. На рынке же оценочных услуг, например, в городе Москве, существует всего несколько сотен компаний. Т.о., в результате их объединения в саморегулируемые организации, при условии, что иных, альтернативных компаний, не состоящих их членами, быть не может, возникнет ситуация, когда на рынке будет функционировать, по сути, только несколько очень крупных компаний, которые и будут определять условия работы на нем.
В основу разработки указанных проектов законов было положено ложное предположение, что небольшие компании, не обладающие значительными собственными средствами и связями, неконкурентоспособны и не могут квалифицированно осуществлять оценочную и аудиторскую деятельность. Вместе с тем, это противоречит курсу на поддержку малого бизнеса, неоднократно провозглашаемым Правительством РФ и Президентом РФ. Кроме того, практика показывает, что именно крупные компании допускают значительные нарушения в своей работе, тогда как небольшие организации слишком заинтересованы в создании положительной репутации на рынке, вследствие чего должны как можно более тщательно выполнять возложенные на них обязанности. Следует также отметить, для проведения оценки и аудиторской проверки не требуется больших финансовых вложений, финансовые риски для их клиентов практически отсутствуют, а страхование ответственности оценщиков предусмотрено и действующей редакцией ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В целом можно сделать вывод о том, что рассматриваемые проекты законов направлены на закрепление доминирующего положения на рынке крупных компаний и препятствованию появлению новых хозяйствующих субъектов в этой области, что противоречит антимонопольному законодательству Российской Федерации.
Это является еще и очень важным вопросом экономической безопасности России. Через СРО крупные международные консалтинговые компании будут "управлять" оценочными и аудиторскими услугами на российском рынке.
Мы много говорили о зарубежном влиянии при приватизации и банкротстве наиболее привлекательных предприятий страны, что по сути своей произошло по варианту Мирового Банка, крупного транснационального капитала.
Взяв под контроль оценку и аудит сегодня, экономический шпионаж в России будет уже не столь актуален, ведь при проведении оценки и аудита имеется доступ ко всей информации деятельности любого бизнеса, а также появляется влияние на величину стоимости активов при сделке.
В целом можно отметить, что введение положения об обязательности участия всех оценщиков и аудиторов в саморегулируемых организациях приведет к удорожанию их услуг и не будет иметь своим результатом повышение независимости и прозрачности их деятельности.

Версия для печати

ВверхНа главнуюНаписать письмо

Valnet.ru - Портал по оценке info@SystemFond.ru
т/ф: 237-57-63
Компания гарантирует. Вы можете оформить заказ микроавтобуса на 14-19 мест с полным комфортом. , , , ,